Почему литовские политики внезапно захотели «дружить» с Россией?

Роман Холодов

На днях высшие представители литовской политической элиты ошеломили своими заявлениями о необходимости налаживания хороших отношений с Россией. Это произошло после того, как те же самые люди в течение нескольких последних лет всячески плевали в сторону восточного соседа и изощрялись в том, кто придумает для него как можно более тяжкое оскорбление. Что же стоит за столь неожиданным кульбитом?

«Мы – уникальное государство ЕС»

Итак, в последних числах декабря прошлого года президент Даля Грибаускайте заявила о готовности к сотрудничеству с РФ. Правда, по ее мнению, Россия еще долго останется «сложным» соседом для Литвы. «Но не хотелось бы махнуть рукой или сказать, что не надо общаться», – отметила президент. «Все меняется. Меняется геополитическая ситуация, всегда необходимо сохранять готовность быть открытым к переменам – и, если надо, менять свою позицию, не отказываясь от ценностей», – утверждает Грибаускайте.

«Лучше сотрудничать, торговать, чем воевать», – сказала политик. Правда, она по обыкновению, выставила ряд условий: отказ РФ от «оккупированных территорий», прекращение якобы имеющих место попыток подкупа зарубежных политиков и вмешательства в выборы в других странах, отказ от стремления силой навязать свои интересы.

В Москве к этим заявлениям отнеслись сдержанно. По данному поводу высказалась официальный представитель министерства иностранных дел Мария Захарова: «Отношение главы литовского государства к России нам хорошо известно. Если это не пиар-ход, а действительно серьезное, продуманное решение о внесении корректировок в свою традиционную позицию, то будем судить об этом не столько по заявлениям, сколько в большей степени по реальным делам. Очень часто заявления и действия диссонируют друг с другом, находятся в противоречии. Ранее мы постоянно слышали относительно неких "угроз", которые исходят и будут исходить от России. Руководитель Литвы заявила о необходимости демонстрировать гибкость. Мы не против, если Даля Грибаускайте ее продемонстрирует».

Вслед за этим за восстановление отношений с Москвой высказался в первых числах января премьер-министр Саулюс Сквернялис. Он назвал нынешнюю литовскую политику изоляционизма неполезной. «Мы – уникальное государство ЕС без любых, я подчеркиваю, абсолютно любых контактов с этой страной (Россией. – Р.Х.). Хотя другие страны, те же соседние государства активно работают (с россиянами. – Р.Х.) над экономическими вопросами», – заявил С.Сквернялис, выступая в эфире национального телевидения.

По его словам, к вопросу отношений с Россией следует подходить более прагматично, придерживаясь «четких стратегических границ», установленных в литовской внешней политике. «Контакты с соседними государствами обязаны быть восстановлены, и новый год является благоприятным для подобных шагов», – подытожил премьер. Правда, глава Кабинета министров уточнил, что на отношения с Россией нужно «смотреть прагматично, и нельзя предавать Украину».

Данные слова вызвали в Литве громкий общественный резонанс. Так, глава внешнеполитического ведомства страны Линас Линкявичюс заявил, что никакие контакты на высшем уровне между Вильнюсом и Москвой в данный момент невозможны. Он назвал условия, при которых можно начать диалог: «Возврат Крыма в состав Украины, возврат в состав Грузии утраченных территорий». Далее, по мнению Линкявичюса, должен последовать «отказ России от агрессивной политики в отношении соседей, прекращение вмешательства Москвы во внутренние дела европейских государств, отказ от имперских планов по реанимации СССР». Только «при соблюдении Кремлем этих условий появится почва для восстановления диалога на самом высоком уровне».

Дружить или не дружить?

С.Сквернялис жестко отреагировал на скептические замечания подчиненного. «Министр иностранных дел иногда, наверное, думает, что он не член правительства. Но министр – это член правительства», – подчеркнул глава кабинета в интервью радиостанции Žinių radijas. Он заявил о необходимости возобновить работу литовско-российской межправительственной комиссии. По мнению С.Сквернялиса, нужен живой диалог профессионалов в области торговли, энергетики, транспорта, в сельском хозяйстве. Отсутствие контактов на уровне министров или их заместителей премьер Сквернялис назвал нездоровым явлением, которое «вредит интересам государств и народов».

После недавнего заседания правительства он заявил журналистам, что его взгляды по литовско-российским отношениям вполне совпадают с мнением президента Д.Грибаускайте. По его словам, диалог между Вильнюсом и Москвой должен вестись прежде всего для пользы Литвы. Среди самых актуальных вопросов, требующих разрешения, Сквернялис назвал объявленное Россией эмбарго на сельскохозяйственную продукцию и проблему понемногу теряющих спрос на свою работу в Калининградской области учителей литовского языка. «Мы не русофобы. С Россией должен вестись диалог», – уверен Сквернялис.

Слова премьера болезненно воспринял не только глава МИД, но и депутаты от партии «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы». Оппозиционные консерваторы, являющиеся главными сторонниками конфронтации с Москвой, уверены, что вина в заморозке контактов на высоком уровне лежит на президенте России и его окружении, а не на властях Литвы. В частности, бывший министр обороны Раса Юкнявичене на своей странице в Facebook написала: «Я не знаю ни одного литовца, который не хотел бы хороших отношений с Россией. Суть заключается в том, как мы это понимаем. Путинский Кремль понимает хорошие отношения, как влияние и захват. Думать о том, что сегодняшняя Россия начнет дружить просто ради дружбы, – глупо. Либо же это осознанный месседж премьера для части граждан перед президентскими выборами в 2019 году… К сожалению, в этом заявлении премьера очень плохо то, что он смиренно признает вину Литвы. Это грубейшая ошибка. Литва не виновата в том, что у нее нет отношений с Россией», – считает Р.Юкнявичене.

Аналогичного мнения придерживается и бывший премьер-министр Андрюс Кубилюс. «До сих пор мне не казалось, что нам не хватает каких-то "контактов" с Россией. Напротив, иногда кажется, что, возможно, их не хватает России, поскольку ее рупоры пропаганды очень переживают из-за принципиальной позиции Литвы», – пишет А.Кубилюс. Его коллега депутат Сейма Лауринас Кащюнас тоже настаивает на бесперспективности анонсированной «перезагрузки». «Разговоры литовских политиков о "перезагрузке" отношений с Россией – сплошная утопия. Каждый раз, как только приходит новое правительство, оно рассказывает старому, что то, мол, не умело общаться и нормализовать отношения с Москвой, а мы вот-вот откроем новую страницу. Эта риторика постоянна. Однако всегда эти речи терпят неудачу. Часто слышим вопрос, почему мы не стремимся к хорошим отношениям с Россией. А какова цена таких отношений? Наша самостоятельность. Дешевле всего за газ России платит Беларусь, страна, которая может похвастаться своей независимостью лишь формально», – заявил Кащюнас.

Лидер же Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) Гинтаутас Палуцкас воспринял заявления Сквернялиса с иронией. Он вспомнил, что некогда его самого нынешний премьер назвал «рупором Кремля». Теперь же Г.Палуцкас, по его словам, может ответить тем же: «Премьер Сквернялис стал рупором Кремля».

Вопрос в деньгах

С комментарием по ситуации выступил и экс-президент Литвы Роландас Паксас: «Я приветствую и одобряю позицию премьера. Более того, это очень смелый шаг на фоне той конфронтации и эскалации болевых точек в отношениях с Россией, которые мы культивируем в последнее время. Единственное, что меня разочаровывает, – так это то, что руководство нашей страны живет в параллельных измерениях, так как премьер придерживается одной точки зрения, глава МИД другой, а президент третьей. Все это похоже на хаос и некий каламбур. В этом контексте особенно сложно понять, какова функция министра иностранных дел. И Сквернялис совершенно справедливо задается вопросом, олицетворяет ли себя глава МИД с действующим Кабинетом министров, который подчиняется премьеру».

Р.Паксас, по его словам, не знает, консультировался ли предварительно Сквернялис в Вашингтоне или Брюсселе. «На мой взгляд, он руководствовался экономическими приоритетом, что вполне логично. Сегодня, увы, мы забываем или сознательно не хотим пользоваться нашим выгодным географическим положением. Ведь Литва может и должна исполнять роль моста между Западом и Востоком во всех смыслах этого слова – и в культурном, и философском, и экономическом. В конце концов, сегодня западные страны напрямую общаются с Россией, а главы государств не отказываются от встреч и контактов. Поэтому, как и сказал Сквернялис, непонятно, почему мы не можем делать то же самое», – заявил бывший глава государства.

Как видим, полного единомыслия по поводу необходимости возобновления контактов с Россией у элиты Литвы нет. Но чем объясняются миротворческие инициативы того же Сквернялиса (не будем забывать, его заранее называют основным претендентом на предстоящих президентских выборах 2019 года)? Скорее всего, главная причина – материальная. В настоящее время в ЕС длится очередной семилетний период планирования – с 2014 по 2020 год. Согласно данным Eurostat, общий размер дотаций для государств Прибалтики составил за последние пять лет около 3,5 млрд евро в год. Свыше половины этих денег приходилось на Литву (1,6-1,9 млрд евро). При этом финансовые вливания в Литву и Латвию почти ежегодно увеличивались на 50-100 млн евро. Однако, видимо, это изобилие довольно скоро закончится.

Сокращение финансирования связано с двумя вещами. Первая – выход Великобритании из ЕС. Недавно еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер назвал цифру в 12 млрд евро в год – это та сумма, которой будет ежегодно не хватать при отсутствии в ЕС Соединенного Королевства. Поэтому при уменьшении доходной части общего бюджета ЕС сократится и расходная часть. И каждое государство, включая страны Балтии, будет получать меньше, чем раньше. Но есть и вторая причина сокращения дотирования: государства Прибалтики стали считаться в ЕС «взрослыми». «За время с 2004 года, когда Литва, Латвия и Эстония стали полноправными членами ЕС, прошло более тринадцати лет. Теперь чиновники Еврокомиссии говорят: за минувшие годы мы закачали в экономики стран Балтии десятки миллиардов евро. Вы эти деньги брали, не брезговали и всякий раз рапортовали, что жизнь становится все лучше и лучше. Теперь вам пора самим становиться донорами – ЕС вам помог, теперь вы сами обязаны помогать Болгарии, Румынии и Хорватии, вошедшим в Евросоюз после вас. И еще на горизонте маячит вступление в ЕС государств Западных Балкан, это даже Юнкер признал в своей последней речи. Так что "детство" кончилось, пора странам Балтии быть взрослыми и тоже нести ответственность за наш общий союз», – подчеркивает евродепутат от Латвии Андрей Мамыкин.

Оказавшись перед лицом тотального сокращения еврофинансирования, Литва, видимо, решила пошантажировать официальный Брюссель и Вашингтон (не без успеха пытающийся навязать литовцам очень дорогой американский газ). Дескать, смотрите, если вы оставите нас совсем без денег, мы можем договориться и с Москвой. Перестанем быть «бастионом западного мира» на рубежах «агрессивного восточного Мордора», а, напротив, превратимся в проводника его влияния! Уловка, конечно, примитивная, и вряд ли на нее купятся искушенные западные политики.

По этой причине и Москва сдержанно воспринимает заявления литовских политиков о «необходимости диалога», сознавая, что они в любой момент могут взять обещания обратно. Есть свежий пример: на прошлой неделе, видимо, именно власти Литвы добились от соседней Латвии депортации российской журналистки ВГТРК Ольги Курлаевой, снявшей нелицеприятный документальный фильм о Дале Грибаускайте.

Но если Сквернялис, став президентом, действительно откажется от абсолютного холода в отношениях с Россией, установившегося усилиями Грибаускайте, – что ж, это можно лишь приветствовать. Поживем – увидим…

Ритм Евразии. 10.01.2018

Читайте также: