Москву пока хвалят за "вашингтонский консенсус"
Анастасия Башкатова
Бизнес-омбудсмен Борис Титов вывел обсуждение до сих пор не утвержденной экономической стратегии России на новый уровень. С одной стороны, как он отмечает, есть засекреченный вариант Алексея Кудрина, который скорее всего воспроизводит главные рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) по затягиванию поясов. Омбудсмен раскритиковал некоторые рецепты МВФ и напомнил, что, с другой стороны, есть альтернативная «Стратегия роста». Последние годы российские финансовые власти в целом следовали советам МВФ, получая от него похвалу. Правда, даже при таком подходе МВФ не ждет от России роста более чем на 2% в год в ближайшие минимум пять лет. Да и в Кремле, по мнению Титова, созрело понимание исчерпанности такой политики.
Международный валютный фонд обновил свои оценки роста мировой экономики. По его данным, мир ждет пусть скромное, но ускорение: если по итогам 2016-го рост мирового ВВП составлял 3,2%, то по итогам 2017-го он был уже 3,7%. В 2018 и 2019 годах ожидается рост мирового ВВП на 3,9% в год.
Россия, по оценкам МВФ, продолжит отставать от мира. И после небольшого всплеска рост ВВП РФ снова замедлится. По итогам 2017-го российский ВВП, по оценкам МВФ, вырос на 1,8%. В этом году фонд ожидает рост на 1,7%. А с 2019-го и, видимо, вплоть до 2022-го фонд пока прогнозирует рост российской экономики не более чем на 1,5% в год.
На прошлой неделе официальный представитель МВФ Джерри Райс заявил, что «Россия оставила позади два года рецессии» и теперь «благодаря хорошей макроэкономической политике, повышенному экономическому настрою, частично из-за более высоких цен на нефть темпы роста ВВП снова будут положительными».
Однако глава представительства МВФ в России Габриэль Ди Белла, в свою очередь, заявил, что в ближайшие годы потенциальный рост ВВП РФ может быть ограничен 1,5% в год, хотя для удержания своего влияния стране необходимо как минимум 3% в год. Подтолкнуть экономику РФ к росту можно мерами бюджетной политики. «Необходимо снять Россию с нефтяной иглы. Реформы, которые были реализованы начиная с 2015 года и которые окончились одобрением и подписанием закона по новому бюджетному правилу в 2017 году, – очень важные. Это краеугольный камень будущей политики, направленной на рост», – пояснил представитель фонда.
А Райс уточнил, что для ускорения экономического роста правительству РФ нужно «в дополнение к уже существующим последовательному осуществлению фискальных правил и режиму таргетирования инфляции» «бороться со структурными недостатками», улучшать инвестиционный климат, поддерживать инновации, интегрировать российскую торговлю в глобальную экономику и т.п.
Накануне появления новых данных МВФ кандидат в президенты РФ, бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал на своей странице в Facebook критику как самих рекомендаций фонда, так и позиции российских финансовых властей. Он обратил внимание на то, что МВФ похвалил российскую власть за преодоление рецессии, при этом посулив нам «лет через 10 прибавку аж в 3%». «Главное – выполнять их рекомендации, ориентироваться не на внутренние, а на внешние рынки. И все будет хорошо», – пересказывает выводы фонда Титов.
«Очень интересная позиция – ну прямо по классике «вашингтонского консенсуса». Надо, значит, зажимать российский рынок, сохранять жесткую финансовую политику, концентрировать ресурсы у государства в центре, бороться за внешние рынки за счет низких издержек (то есть сдерживать рост зарплат и социальных платежей), усугублять обнищание страны», – замечает Титов.
И все ради чего? Гипотетических 3% роста, которые наступят явно не скоро.
«Вот уж поистине добрые советы», – продолжает бизнес-омбудсмен. «И ведь это основа, база кудринской модели, – указывает он. – Не случайно МВФ так нахваливает все, что делало российское правительство в последние два года». При этом, как Титов уточнил в интервью Deutsche Welle, «Кудрин… засекретил свою стратегию и отдал в кабинеты для того, чтобы весь аппарат ее утвердил».
Такому подходу к экономическому управлению Титов противопоставляет публично обсуждаемую «Стратегию роста», которая предполагает кредитное стимулирование, развитие промышленных кластеров, наращивание инвестиций в экономику и т.д. Стратегия обещает рост ВВП сначала на 6%, затем на 4–5% в год, увеличение доходов населения сначала на 5%, затем на 7–8% в год. Все больше рабочих мест будут создаваться малым и средним бизнесом, значительно вырастет доля среднего класса в РФ.
Борис Титов разъяснил вчера «НГ», что именно он имел в виду: «Проблема российских властей не в том, что они следуют рекомендациям МВФ, а в том, что не решаются встать на путь развития».
Он уточняет: «Либеральный блок правительства и Центробанк настаивают на курсе финансовой стабилизации, но в Кремле созрело понимание исчерпанности этой политики. Больше 1,5% роста ВВП в год она обеспечить не в состоянии, это признает сам МВФ. А России надо минимум 3%, дабы наше отставание от мира не увеличивалось». «Вот поэтому выбор экономической стратегии стал важнейшим политическим вопросом и предметом ожесточенной закулисной борьбы», – пояснил Титов.
По его словам, «сейчас в экономическом отношении Россия напоминает корабль, который не знает, какой курс в будущее ему проложить». «В этом и есть смысл стратегии – курс в будущее. Но ранее необходимость в таком курсе просто не ощущалась, казалось, течения нас сами выведут, куда надо», – добавил Титов.
На вопрос «НГ» о том, к какому варианту стратегии, по его мнению, сейчас склоняются в правительстве и администрации президента РФ – к кудринскому или к варианту самого Титова, бизнес-омбдусмен ответил намеками: «У меня есть некоторые обоснованные предположения на сей счет, но я не хотел бы говорить, что называется, под руку, дабы не спугнуть».
Напомним, в рамках так называемого «вашингтонского консенсуса» странам, столкнувшимся с экономическим кризисом, предлагались следующие универсальные меры: бюджетная дисциплина (целенаправленное сокращение бюджетного дефицита, инфляции), свободное перемещение капитала и поощрение прямых иностранных инвестиций, дерегулирование экономики, снижение предельной ставки налогов, свободный обменный курс валюты и др. Такие рекомендации выпускались Всемирным банком и МВФ.
Однако этот подход критиковался в том числе самими представителями Всемирного банка и МВФ. В конце 90-х годов экономист Джозеф Стиглиц, когда он еще работал во Всемирном банке, указывал на промахи «вашингтонского консенсуса». В 2011 году теперь уже бывший глава МВФ Доминик Стросс-Кан заявил, что «вашингтонский консенсус» с его упрощенными экономическими представлениями и рецептами рухнул во время кризиса мировой экономики и остался позади» (см. «НГ» от 06.04.11).
Да и, как замечают некоторые опрошенные эксперты, рекомендации МВФ для России никак не обязательны. «Более того, совершенно очевидно, что наша страна, даже когда она прислушивается к отдельным советам, действует все-таки самостоятельно, – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Даже если какие-то решения и совпадают с рекомендациями МВФ, мы не склонны рассматривать это как работу под диктовку. Вероятней всего, такие совпадения были продиктованы фактическими реалиями и единственно правильным выбором».
«Вариант Алексея Кудрина может быть наиболее привлекательным для правительства, так как Кудрин зарекомендовал себя в качестве эксперта при создании Резервного фонда, который способствовал покрытию дефицита бюджета последних лет и помог сохранить социальные гарантии перед народом», – продолжает гендиректор «Парса Компани Групп» Павел Кожевников. «Но в сложившихся условиях нам необходимы новые модели развития экономики. Они должны предполагать инициативы и инновации, должны быстро и качественно вывести нашу страну на уровень одной из профессиональных и технологичных экономик мира», – добавляет он.
Как при этом замечает доцент факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при президенте (РАНХиГС) Юрий Твердохлеб, «отдельные элементы предлагаемой Титовым стратегии по созданию промышленных кластеров, реформированию инфраструктуры, стимулированию занятости и роста доходов доказали свою эффективность в ряде регионов страны: Татарстане, Калужской области, Ленинградской области и др.». По словам эксперта, «классические» рецепты МВФ для нынешних условий функционирования отечественной экономики вряд ли приемлемы».
Независимая газета. 23.01.2018