Македония дождалась новости
Македония и Греция вплотную подошли к разрешению 25-летнего спора об имени македонского государства: бывшая югославская республика будет, скорее всего, называться Новая Македония. Окончательная договоренность может быть достигнута уже на будущей неделе. Это приведет к серьезным геополитическим изменениям на Балканах. В июле Скопье наверняка получит приглашение в НАТО, а в 2019 году станет 30-м членом альянса. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Окончательная договоренность об имени македонского государства может быть достигнута на будущей неделе в Нью-Йорке, где 17 января стартует очередной раунд переговоров двух стран под эгидой эмиссара ООН Мэттью Нимица. Представитель правительства Македонии Миле Бошняковский подтвердил вчера наличие решения, которое может устроить и Скопье, и Афины.
О том, что именно новой раунд переговоров имеет все шансы стать решающим, свидетельствуют и итоги консультаций, которые провел на этой неделе в Афинах македонский вице-премьер Буяр Османи. По их завершении в греческие и албанские СМИ просочились детали возможной договоренности. Бывшая югославская республика называлась бы Новая Македония, а ее официальный язык — современным македонским с переводом на мировые языки, и лишь на греческом он бы именовался славяно-македонским. Гражданство в республике было бы македонским, а для остальных стран — новомакедонским. Церковь называлась бы Новой македонской православной церковью, а на греческом — Православной церковью Новой Македонии.
Подтверждение этих договоренностей будет означать, что длящийся уже четверть века спор между двумя странами разрешен. Югославская Республика Македония провозгласила независимость после распада СФРЮ в 1991 году, однако против ее имени — Македония — резко выступила Греция, объяснив это тем, что географически название Македония включает в себя Вардарскую Македонию (где и находится республика), расположенную в Греции Эгейскую Македонию и Пиринскую Македонию в Болгарии. Для вступления в ООН Скопье пришлось согласиться на малоудобное название Бывшая Югославская Республика Македония, хотя 130 стран признают ее под именем Македония. Зато Греция наглухо заблокировала путь нового государства в НАТО и ЕС, а ведущиеся с 1992 года греко-македонские переговоры по его названию не продвинулись ни на шаг. Свет в конце тоннеля показался в середине прошлого года, когда к власти в Скопье пришло проевропейское правительство Зорана Заева. Новый премьер пообещал ради вступления в НАТО и ЕС решить спор с Грецией уже в 2018 году. Сегодня выполнение этого обещания стало вполне реальным.
Впрочем, официально обе стороны пока не подтверждают выход на единое решение, утверждая, что помимо имени Новая Македония обсуждаются и два других варианта: Северная Македония и Верхняя Македония. Более того, греческий МИД назвал просочившиеся в СМИ детали якобы достигнутых договоренностей «провокационными и неточными».
Дипломатический источник “Ъ” на Балканах, знакомый с ходом македоно-греческих переговоров, объясняет разноголосицу в заявлениях тем, что название Новая Македония в принципе приемлемо для обеих сторон, однако власти в Афинах вынуждены учитывать возражения местной оппозиции и некоторых членов правящей коалиции. Так, оппозиция настаивает, чтобы название соседнего государства непременно содержало географическое определение, а входящие в правительство «Независимые греки» вообще противятся упоминанию в имени слова «Македония», оговариваясь, правда, что не станут блокировать иной вариант, «получивший уверенное большинство в парламенте». Тем не менее собеседник “Ъ” предположил, что вариант Новая Македония окажется наиболее приемлемым.
В пользу такого предположения говорит и позиция ключевых экспертов двух стран. 12 декабря на сайте Европейского совета по международным отношениям, который называют главной европейской фабрикой мысли, появился доклад «Решение македонского спора вокруг имени: перспективы взаимного признания». Его авторы, греческий профессор Калипсо Николаидис из Оксфорда и его македонский коллега Ветон Лятифи из Университета Юго-Восточной Европы, делают однозначный вывод: имя Новая Македония — лучшее решение, ибо речь идет о молодом государстве, а определение «новая» имеет позитивный подтекст и характеризует Македонию как современное гражданское, а не этническое государство.
Разрешение Скопье и Афинами 25-летнего спора не только снимет ключевую проблему в их отношениях, но и будет иметь серьезные геополитические последствия для региона. На саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году страны-члены пообещали Македонии автоматическое приглашение в альянс, как только будет решен ее спор с Грецией об имени. Это означает, что приглашение Скопье получит уже в июле на очередном саммите НАТО, а спустя год станет 30-м членом альянса.
Коммерсант. 12.01.2017