Любой «Брексит» вреден для ВВП
Надежда Краснушкина
Экономические последствия выхода Великобритании из ЕС будут зависеть от того, смогут ли торговые соглашения с другими странами подтолкнуть рост экономики, как на то рассчитывает правительство страны. Однако по оценке американского аналитического центра Rand Corporation, практически все варианты выхода окажут негативное влияние на торговлю и инвестиции. Жесткий «Брексит» без соглашения с ЕС приведет к падению ВВП страны почти на 5% за десять лет, однако даже «мягкие» варианты все равно окажутся хуже сохранения статус-кво.
С 1973 по 2014 год доля ЕС в структуре торгового оборота Великобритании возросла с 33% почти до 60%, так что любое нарушение торговых связей заметно ударит по экономике страны, отмечают в Rand. Эксперты центра проанализировали последствия восьми сценариев «Брексита» для Великобритании, ЕС и США. Пять из них попадают в категорию «жестких», поскольку предполагают выход из единого рынка и таможенного союза, что, по мнению экспертов, окажет однозначно негативное влияние на будущий экономический рост страны. При этом заключение соглашений о свободной торговле с другими странами, включая США, не сможет в полной мере компенсировать потери в области торговли и инвестиций на европейском рынке.
Основными задачами британского правительства на переговорах с ЕС является ограничение свободы передвижения граждан союза внутри страны, выход из-под юрисдикции Европейского суда, а также максимальное сохранение свободы торговли и минимальный размер выходных платежей, полагают авторы. ЕС, в свою очередь, преследует цели сохранить Великобританию как близкого партнера, но представить соглашение как баланс прав и обязанностей, а также сохранить целостность единого рынка, гарантировав, что прочие страны не будут пользоваться теми же преимуществами, что и полноправные члены ЕС. Последнее наиболее принципиально для предотвращения дальнейших поползновений к выходу, указывают в Rand. При этом сама структура нынешних переговоров (то есть последовательное, а не параллельное обсуждение условий выхода и будущего соглашения) и нехватка времени значительно ослабляют позицию Великобритании с точки зрения теории игр, отмечают там.
Вопреки заявлению премьер-министра Терезы Мэй, что «отсутствие соглашения лучше плохого соглашения», такой сценарий является самым негативным. При нем торговля Британии со странами союза и остальным миром будет регулироваться правилами ВТО, страна также сможет устанавливать собственные тарифы и стандарты регулирования, но эта свобода обойдется ей в 4,9% ВВП, или $140 млрд за десять лет (по сравнению с прогнозируемым уровнем при сохранении нынешнего положения вещей), из-за увеличения торговых издержек и сокращения притока инвестиций, тогда как потери ЕС окажутся значительно меньшими — 0,7% ВВП, или $97 млрд (потери на душу населения составят $2144 и $219 соответственно).
Если сторонам все же удастся договориться о торговом соглашении, тарифы останутся на прежнем уровне, однако требования к британскому экспорту в ЕС ужесточатся, а нетарифные барьеры будут расти со временем, поскольку правила таможенного регулирования начнут расходиться. Потери ВВП Великобритании составят на 3% меньше (+$85 млрд), а ЕС — на 0,5% меньше (+$67 млрд), чем при первом сценарии.
Заключение торгового соглашения с США, но не с ЕС окажется менее выгодным, поскольку размер их товарооборота вдвое меньше европейского (+2,4% ВВП, или $70 млрд сверх ВТО-сценария для Великобритании, +$41 млрд для США).
В случае переходного периода и сохранения нулевых тарифов (в Rand оценивали его длительность в пять лет, хотя сейчас речь идет о двух годах) Великобритания отыграет 2,8% ВВП, или $79 млрд.
Из различных сценариев «мягкого "Брексита"», то есть сохранения членства либо в едином рынке, либо в таможенном союзе, незначительное преимущество над вторым сценарием может обеспечить норвежская модель — членство в Европейской экономической зоне с доступом к единому рынку, но и это хуже сохранения статус-кво. И только в случае заключения трехстороннего договора Великобритания—ЕС—США, аналогичного Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (предполагаемому торговому соглашению между ЕС и США, переговоры по которому отложены на неопределенный срок), экономические выгоды Великобритании смогут превысить потери от «Брексита» — +7,1% ВВП ($202 млрд) в сравнении с «жестким сценарием». Однако такой вариант развития событий при нынешней политической ситуации в Rand считают маловероятным, указывая, что двустороннее соглашение ЕС—США при сохранении Великобритании в рамках союза все равно оказалось бы выгоднее для всех участников.
Коммерсант. 17.01.2018