Чем обернется польское "землетрясение"
Валерий Мастеров
В Варшаве на прошлой неделе случилось, как считают многие местные и зарубежные комментаторы, политическое землетрясение. Речь идет о завершившейся реконструкции правительства, следствием которой стало назначение девяти новых министров и отставка ключевых фигур, включая главу дипломатии и руководителя военного ведомства (см. «НГ» от 10.01.18).
Хотя дискуссия о предстоящих переменах в правительстве шла несколько месяцев, объяснения, в чем смысл «землетрясения», до сих пор невнятны и даже противоречивы. Почему оно все-таки произошло? Конечно, в том, что Польша решила поправить свой имидж в мире и улучшить отношение своих граждан к правительству, много правды. Но все-таки это поверхностный взгляд. Ведь что-то же кроется за столь радикальными сдвигами. При том что партия власти «Закон и справедливость» (ЗиС) Ярослава Качиньского два с лишним года правления сохраняет лидерство с большим отрывом в рейтинге политических соперников.
Проведенные уже в этом году опросы общественного мнения показали стабильную поддержку ЗиС – 43%. У сильнейшей среди оппозиции «Гражданской платформы» (ГП) – 19% сторонников. За партию Качиньского проголосовали бы избиратели старшего поколения и из сельской местности. Лишь не намного ее могла бы опередить ГП в крупных городах. Можно ли в таком случае бороться с популярностью правящей партии? Социолог Мачей Гдуля отвечает, что возможно, но только с точно выбранной стратегией. «Если кто-то хочет победить ЗиС, он не должен мыслить в категориях возвращения к тому, что было, – подчеркивает социолог. – Необходимо предложить что-то совершенно новое, противопоставив свое видение важным для ЗиС темам».
Пока же «своих тем», которые овладели бы массами, у оппозиции не видно. Лидер ГП Гжегож Схетына отозвался на отставки ключевых министров как об успехе своей партии: «Мы носом это чувствовали». Нюх все же подвел главных противников партии ЗиС, которая очень хорошо продумала всю тактическую операцию по обновлению правительства, а в стратегии по сохранению власти пошла на опережение: сумела и «волков» подкормить, и нескольких «овец» пустить на заклание.
Поначалу отставка Беаты Шидло с поста премьера показалась неожиданной, особенно после того, как она попала в десятку самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Но вот как объясняет это «со всей уверенностью» тертый калач в политике Михал Каминьский, успевший в свои 45 побывать пресс-секретарем президента Леха Качиньского, дважды депутатом Европарламента, министром в канцелярии премьера, а теперь депутатом Сейма: «Она не была интеллектуальным партнером для председателя Качиньского, а Моравецкий наверняка таков». И добавляет: «По-моему, Качиньский думает в категориях наследства, то есть выстраивания преемственности».
Кстати, «выстраивание преемственности» отмечается и в укреплении административного ресурса при формировании правительства. На всех партийных мероприятиях ЗиС по левую и правую руки от Качиньского находятся его самые верные соратники – Мариуш Блащак и Йоахим Брудзиньский. Теперь Блащак возглавил военное ведомство, уступив Брудзиньскому пост министра внутренних дел и администрации. Брудзиньский, который был вице-маршалом Сейма (замом спикера нижней палаты парламента), считается вторым лицом в иерархии ЗиС. Он ходит с Качиньским на рыбалку, организует ему отпуск и носит печать потенциального наследника создателя и руководителя ЗиС. Но все это надо закрепить, а потому уже сейчас готовиться к череде выборов и в них побеждать.
Шидло, которая в ранге вице-премьера скорее всего будет заниматься и выборной кампанией, не скрывает, что реконструкция правительства подразумевала избирательный ракурс. Ей вторит маршал Сената Станислав Карчевский: «Мы начинаем марафон четырех предвыборных кампаний» (выборы в местные органы самоуправления, а также муниципальные, парламентские и президентские. – В.М.).
Самой резонансной стала отставка министра национальной обороны Антони Мачеревича, чье имя связано не только со скандалами в военном ведомстве и неприязнью к нему высокопоставленных офицеров, но и с набившими оскомину русофобскими высказываниями и нескончаемыми поисками доказательств заговора, приведшего к катастрофе президентского самолета под Смоленском 10 апреля 2010 года. На следующий день после отставки своего гуру толпы исповедующих «смоленскую религию» отмечали 93-й месяц трагедии и скандировали перед президентским дворцом «Антони! Антони!». Чтобы Мачеревичу не больно было падать, подкладывали соломку в виде высокой государственной должности маршала Сейма или вице-маршала Сейма. Но эти места заняты также нужными людьми, поэтому пока придется заниматься на общественных началах любимым делом: новоиспеченный министр обороны Блащак назначил Мачеревича председателем подкомиссии по выяснению причин смоленской катастрофы.
Говорить о том, что хоть в какой-то мере польские перемены в исполнительной власти отразятся на польско-российских отношениях, не приходится. Когда же в высказываниях приближенных к власти политиков утверждалось, что приоритетом обновленного правительства станет улучшение международных отношений, то речь шла о потеплении климата на линии Варшава–Брюссель, который за время пребывания у власти ЗиС стал хуже некуда. И прогноз после начала процедуры Еврокомиссии по отношению к Польше, согласно статье 7 Договора ЕС, начатой 20 декабря прошлого года, остался непредсказуемым. Тем более что Польша не желает принять европейскую нагрузку мигрантов, а среди политиков-евроскептиков стали проскальзывать мысли о Polexit.
Именно поэтому сразу же после приведения к присяге нового кабинета министров премьер Матеуш Моравецкий вылетел в Брюссель на ужин с председателем Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клодом Юнкером. Но эта первая встреча стала, по сути, визитом вежливости, во время которого лишь обозначились желания продолжить диалог. И этот диалог начал интенсивно развиваться.
В понедельник новый глава МИДа Яцек Чапутович отправился в Болгарию, которая приняла полугодовое председательство в ЕС и намерена посодействовать улучшению отношений между Польшей и ЕС. Премьер Болгарии Бойко Борисов призвал ЕС к сдержанности в попытках наказать Польшу, которую обвиняют в нарушении законности. После встречи с коллегой Екатериной Захаревой Чапутович заверил, что Польша настроена на диалог с ЕК, но хочет, чтобы в разрешение проблемы включился Трибунал справедливости ЕС. Сегодня он будет на эту же тему разговаривать с главой МИД Германии Зигмаром Габриэлем, а в понедельник хотел бы встретиться в Брюсселе с вице-председателем ЕК Тиммермансом, чтобы подтвердить готовность участия польских юристов в обстоятельном изложении польской позиции.
Независимая газета. 16.01.2018