Золото степей: войдет ли Казахстан в число самых развитых стран мира
Надежда Алексеева
26 лет назад Казахстан завершил «парад суверенитетов», последней из советских республик объявив о независимости. На сегодняшний день государство заметно выделяется на фоне других стран бывшего СССР. Власти рассчитывают довести темпы экономического роста до 5% в ближайшие несколько лет. По их оценкам, к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 самых развитых стран мира. RT разбирался, насколько реализуемы эти планы.
16 декабря Казахстан отмечает День независимости. Страна стала последней советской республикой, которая объявила о выходе из состава СССР.
Сейчас Казахстан является крупнейшей экономикой Центральной Азии и второй по величине среди стран бывшего Советского Союза. Однако амбиции властей этим не ограничиваются. В конце 2017 года кабмин Казахстана утвердил Стратегический план развития государства до 2025 года. Его ключевая цель — выход на темпы экономического роста не менее 4,5—5% в год, а также обеспечение уровня жизни населения, сопоставимого с развитыми странами — членами ОСЭР.
Как заявил министр экономики Казахстана Тимур Сулейменов, при условии реализации намеченных мер к 2025 году ВВП страны в пересчете на душу населения должен составить порядка $46,1 тыс. (по паритету покупательной способности).
«Как было поручено в послании этого года главой государства, подготовлен документ, который предполагает создание новой модели экономического роста и повышения благосостояния народа. Данный документ направлен на реализацию основного стратегического документа страны — «Казахстан-2050». Цель — вхождение в тридцатку», — цитирует слова премьер-министра Бакытжана Сагинтаева официальный сайт правительства Казахстана.
Напомним, в январе 2017 года Нурсултан Назарбаев обратился к народу республики, представив план третьей модернизации.
«Казахстан должен войти в число 30 развитых государств мира к 2050 году», — говорится в обращении, текст которого опубликован на официальном сайте главы государства. Новые меры должны дополнить и продолжить принятый в 2015 году план «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».
План, в первую очередь, направлен на реформирование системы государственного управления. Первый блок программы посвящен вопросам формирования профессионального госаппарата. В числе внедряемых мер введение прямой зависимости доходов чиновников от конкретных результатов их труда. Для госслужащих обязательным становится выполнение годовых планов, для членов правительства — достижение интегральных макроэкономических индикаторов.
Также большое внимание уделяется вопросам подотчетности государства гражданам. Для этого, к примеру, предложено максимально упростить доступ населения к статистическим данным, а также к любым данным, не являющимся гостайной.
Нурсултан Назарбаев пошел и на коренные реформы: в начале 2017 года глава РК объявил о планах по передаче части президентских полномочий правительству и парламенту. По мнению экспертов, это уникальный прецедент для постсоветского пространства, где в большинстве случаев трансфер полномочий происходил в обратном направлении — от парламента к президенту.
Сам Нурсултан Назарбаев объяснил реформу необходимостью усилить роль парламента в вопросах формирования кабмина, который, в свою очередь, получил полномочия по «непосредственному управлению экономикой».
Президент сохранил за собой право назначать только трех министров: главу МИД, министра внутренних дел, а также министра обороны. Премьер-министр оказался переподчинен парламенту — свои полномочия глава кабина отныне слагает не перед президентом, а перед меджлисом (нижней палатой парламента. — RT).
Аграрный вопрос
В планах казахских властей удвоение доли несырьевого экспорта к 2025 году. Также важной статьей экспорта в перспективе должна стать сельскохозяйственная продукция.
«Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики», — говорится в обращении Назарбаева к нации.
Добиться этого будет непросто. По оценкам аналитиков казахского инвестиционного банка Halyk Finance, в последние годы роль агропромышленного комплекса в экономике снижается.
«С 2010 года доля сельского хозяйства в экономике не превышает 5%, что ниже 6,4% в 2005 году и 8,2% в 2000 году», — говорится в отчете инвестиционной организации.
Однако при этом именно АПК обеспечил треть всего прироста ВВП за 2016 год. По мнению аналитиков, это связано, в частности, с благоприятными природными условиями в тот период. Характерной чертой казахского агросектора является высокая волатильность. Это связано не только с климатическими условиями, но и с технологическим и организационным отставанием в этой сфере.
Большая часть растениеводческой продукции производится или мелкими фермерскими хозяйствами, или вовсе подсобными хозяйствами.
На сельхозпредприятия приходится только 31% производимой в стране продукции. В животноводстве порядка 70% продукции производится хозяйствами населения, 15% — фермерами и крестьянами и только 13% — крупным и средним бизнесом. При этом Казахстан является одним из мировых лидеров по площади пахотных земель и пастбищных угодий.
На данный момент Казахстану удалось стабилизировать ситуацию в аграрном секторе, остановив падение, однако для реализации колоссального сельскохозяйственного потенциала предстоит сделать еще очень многое. Например, остро стоит транспортная проблема. Отдельного внимания заслуживает вопрос господдержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Кроме того, отсутствие свободного рынка земли также тормозит рост эффективности в агросекторе, говорится в докладе Всемирного банка «Экономика идет на поправку. Что дальше?».
Впрочем, как рассказал в интервью RT директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, хотя Казахстан действительно располагает колоссальным потенциалом в аграрной сфере, возлагать все надежды на АПК не следует.
«Сельское хозяйство действительно может стать одним из драйверов роста. Однако в первую очередь следует говорить о внутреннем спросе: мировой рынок сельскохозяйственной продукции сегодня перегрет, и найти каналы сбыта за рубежом аграриям очень непросто», — пояснил эксперт.
Сырьевая привязка
В качестве еще одного фактора, тормозящего развитие аграрного сектора, эксперты называют дефицит перерабатывающих мощностей. В целом ориентация на сырьевой экспорт — одна из структурных проблем казахской экономики, считают эксперты.
Напомним, основной статьей зарубежных поставок Казахстана за рубеж является минеральное сырье. На него приходится порядка 80% экспорта.
В обрабатывающей отрасли пока отсутствует положительная динамика. В 2006 году темпы промышленного роста в стране достигли 7,7%, но в дальнейшем эти показатели стали снижаться. В 2008 году прирост промышленного производства составил 2,4%, в 2010—2011 годах этот показатель держался в диапазоне 1—2%. По данным CIA World Factbook, рекордный обвал произошёл в 2014 году. Тогда казахская промышленность нарастила производство только на 0,3%.
Для стимулирования промышленного роста в 2014 году властями была запущена государственная программа индустриально-инновационного развития, рассчитанная до 2019 года. На ее реализацию из бюджета запланировано выделить 878,3 млрд тенге (порядка $2,6 млрд).
Сырьевой экспорт ставит экономику в прямую зависимость от мировой конъюнктуры, объяснила в интервью RT руководитель отдела экономики Института стран СНГ, доктор экономических наук Аза Мигранян, и, говоря о перспективах роста, нужно в первую очередь остановить внимание на конъюнктуре мировых рынков.
«Снижение мирового спроса на сырье уже оказывало негативное влияние на темпы промышленного роста в Казахстане. Однако если цены останутся хотя бы на сегодняшнем уровне, а еще лучше будут демонстрировать рост, то можно предположить, что даже при сохранении прежней отраслевой структуры в Казахстане возможен прирост ВВП», — подчеркнула эксперт.
Также еще одним источником роста может стать повышение спроса внутри страны.
«Источники роста в республике имеются, инвестиционная привлекательность достаточно высока, во всяком случае по сравнению с другими странами Центральной Азии», — добавила Мигранян.
Решающие кадры
Астана рассчитывает воспользоваться выгодным географическим положением Казахстана — на пути между бурно растущими азиатскими экономиками и европейским рынком. Особый интерес для казахской стороны представляет китайский проект «Новый Шелковый путь».
Сегодня Казахстан занимается реконструкцией транспортной инфраструктуры, в рамках этой программы запланировано строительство новых железнодорожных линий протяженностью 2 тыс. 300 километров. Астана рассчитывает нарастить транзитные перевозки через казахскую территорию к 2020 году в два раза.
«Транзитный потенциал Казахстана нужно отметить отдельно: это и трубопроводные поставки в Китай, и железная дорога, и туристические, торговые центры, которые строятся в пограничной зоне между Казахстаном и Китаем, а также между Казахстаном и Россией», — считает Аза Мигранян.
По мнению Журавлева, географическое положение является одним из преимуществ, которые помогут Астане реализовать планы экономического развития. Кроме того, эксперт отметил сырьевую независимость республики и наличие большого числа квалифицированных специалистов.
Но главное преимущество Казахстана сегодня — проводимая в стране политика отбора управленческих кадров, считает Журавлев. По его мнению, казахские чиновники выгодно отличаются от коллег из соседних государств.
«Чаще всего это достаточно молодые, но компетентные люди, и можно говорить о том, что отбор на управленческие позиции ведется эффективно. Также существует серьезная ротация кадров. Казахи умеют создавать последовательные стратегии развития, детально проработанные и выполнимые», — подвел итог Журавлев.
RT. 16.12.2017