Рекорды «Газпрома» и вашингтонско-киевский стоп-кран
Кирилл Соков
В начале декабря «Газпром» установил абсолютный рекорд по ежегодному экспорту газа в дальнее зарубежье, и в основном за счет его транзита через территорию Украины. Однако уже через два года статус главного экспортного направления «Газпрома» эта страна потеряет, что вызывает растущую тревогу в Киеве и Вашингтоне.
Об историческом рекорде экспорта природного газа 8 декабря, находясь в поселке Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа, рассказал глава «Газпрома» Алексей Миллер. По его словам, объем поставок в дальнее зарубежье уже превысил 179,8 млрд кубометров. Это больше, чем за весь прошлый год, когда зарубежным потребителям было поставлено 179,3 млрд кубов. Такие показатели являются абсолютным рекордом не только самого «Газпрома», но и всей газовой отрасли России.
Для наблюдателей новость о рекордных поставках российского газа в Европу сенсацией не является. Еще 28 ноября А.Миллер, докладывая Владимиру Путину о предварительных результатах работы компании в 2017 г., сообщил, что за 11 месяцев «Газпром» превысил прошлогодний уровень экспорта на 13 млрд кубометров. И если такие тенденции сохранятся, объем поставок в этом году может достигнуть 192 млрд кубов, что является абсолютным рекордом. Причем поставки странам дальнего зарубежья за январь-ноябрь увеличились на 13 млрд кубометров, тогда как потребление газа внутри России выросло лишь на 5 млрд.
Рост поставок российского газа в Европу не является секретом и для Украины, обеспечивающей большую часть его транзита. Как сообщила пресс-служба «Укртрансгаза», по состоянию на 13 ноября поставки газа в ЕС достигли рекордных показателей и составили 82,2 млрд кубометров, тогда как за аналогичный период прошлого года они равнялись 68,8 млрд. То есть транзит газа через Украину с января по середину ноября вырос на 20%, а в абсолютных цифрах – на 13,4 млрд кубометров. Рекордные показатели фиксировались «Укратрансгазом» и по итогам января-сентября 2017 г., когда рост поставок голубого топлива через газотранспортную систему страны достигал 23,4%.
Для России рекорд по экспорту природного газа в Европу омрачается тем, что большую его часть приходится поставлять через откровенно враждебную Украину. Других вариантов пока просто нет. Помимо украинской газотранспортной системы (ГТС) транспортировать газ на Запад можно лишь по газопроводам «Ямал–Европа» (33 млрд кубометров в год) и «Северному потоку-1» (55 млрд), которые уже загружены на полную мощность. Кроме того, для поставок газа в Турцию используется газопровод «Голубой поток». Но его мощность (16 млрд кубометров) недостаточна даже для обеспечения потребностей самой Турции. В этой ситуации России остается лишь наращивать поставки через Украину.
Последней транзит российского газа обеспечивает львиную долю доходов бюджета. В конце октября глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев заявил, что в этом году Киев планирует получить от транзита российского газа доходы в размере около 3 млрд долл. Для сравнения: все доходы государственного бюджета «незалежной» за текущий год составляют 26,7 млрд долл. То есть транзит российского газа дает Киеву около 11% доходной части бюджета. По данным пресс-службы «Нафтогаза», размер поступлений в бюджет страны от транзита российского газа сопоставим с расходами на образование и в полтора раза превышает расходы на охрану здоровья, спорт и охрану окружающей среды. Понятно, почему планы «Газпрома» по строительству газопроводов в обход Украины вызывают как у «Нафтогаза», так и властей нескрываемую тревогу.
По словам А.Коболева, потеря транзита российского газа после 2019 года, когда будут построены газопроводы в обход Украины, «будет иметь критические негативные последствия для всех нас». При этом вопрос сохранения российского транзита он назвал сложным по той причине, что продолжать сотрудничество с Украиной «Газпром» не хочет. Тревожные звонки для Киева уже прозвучали. Так, убытки Украины от решения ЕС предоставить России полный доступ к газопроводу OPAL, по которому российский газ из «Северного потока-1» доставляется в южную часть Германии, составили 300 млн долл. А ввод в строй «Турецкого потока», как заявил в середине сентября все тот же А.Коболев, сделает ненужной южную ветку ГТС. По ней просто нечего будет поставлять, и она быстро умрет.
Едва ли не больше украинцев о судьбе их ГТС заботятся США. В конце октября американский посол на Украине Мари Йованович заявила, что ввод в строй «Северного потока-2» приведет к тому, что Киев потеряет до 2,7 млрд долл. платежей за транзит. В результате Украина может лишиться до 3% своего ВВП. Ее экономические перспективы в таком случае выглядят крайне безрадостными. Единовременное изъятие из бюджета столь значительной суммы еще более усугубит глубокий экономический кризис, в который страна погрузилась в результате разрыва торгово-экономических и технологических связей с Россией. Тем самым и без того дышащий на ладан режим П.Порошенко может окончательно пасть под грузом внутренних проблем, что может похоронить и Украину.
Не случайно в заявлениях американских дипломатов по поводу российских газопроводов стала звучать «силовая» риторика. Так, 12 декабря спецпосланник Госдепартамента по международным энергетическим вопросам Сью Саарньо во время визита на Украину открыто заявила, что США выступают против «Северного потока-2», поскольку он не способствует диверсификации поставок энергоносителей и диверсификации маршрутов, а «для Европы опасно зависеть почти на 75% от поставок из одного источника». Более того, С.Саарньо сообщила о планах «поговорить с представителями американского военного командования в Европе и услышать их мысли, потому что это вопрос национальной безопасности». Тем самым США как бы намекают на возможность перевода вопроса строительства газопроводов в «силовое поле», что может иметь для ситуации в Европе непредсказуемые последствия.
Сама Европа в вопросе строительства «Северного потока-2» разделилась надвое. Его ожесточенными противниками выступают прибалтийские страны, Польша, Румыния и Венгрия. К сторонникам газопровода относится большинство стран старой Европы, включая не только ФРГ и Австрию, которые получат от этого проекта наибольшую выгоду, но также Францию, Нидерланды, Швейцарию, Финляндию и традиционно русофобски настроенную Великобританию. Кроме того, на сторону «Северного потока-2» неожиданно встали бывшие члены «восточного блока» – Чехия и Словакия. Братислава, которая вроде бы теряет транзитные платежи, рассчитывает на доходы от реверсных поставок газа Украине. В случае прекращения транзита через украинскую ГТС «виртуальный реверс» (отбор части российского газа, формально закупаемого ЕС) станет невозможным, и купить газ Киев сможет только у Словакии.
Активным лоббистом «Северного потока-2» выступает европейский бизнес, которому этот проект сулит большие доходы. В состав акционеров проекта помимо «Газпрома», контролирующего 51% акций, вошли крупнейшие европейские энергетические концерны – E.ON (ФРГ), Shell (Британия, Нидерланды), BASF/Wintershall (ФРГ) и OMV (Австрия), каждому из которых принадлежит по 10 % акций. Еще 9% проекта выкупил французский энергетический концерн ENGIE. Кроме того, крупные подряды на строительство газопровода получат компании из Германии, Нидерландов, Финляндии, Швеции и Швейцарии, которым «Северный поток-2» также сулит новые рабочие места и дополнительные доходы. Не случайно страны старой Европы с таким раздражением реагируют на попытки США любыми путями остановить строительство газопровода, считая это вмешательство во внутренние дела.
Вообще шансы на то, что США удастся каким-либо образом остановить строительство второй очереди «Северного потока», не слишком велики. 8 декабря «Газпром» сообщил о заключении всех основных контрактов на поставку материалов, оборудования и услуг, необходимых для строительства газопровода. 12 декабря горное ведомство немецкого города Штральзунд выдало разрешение на строительство газопровода на шельфе Балтийского моря, что фактически означает одобрение проекта Германией.
Аналитики сравнивают «Северный поток-2» со строительством в начале 1980-х гг. газопроводов из СССР в ФРГ. США тогда тоже категорически выступали против этого проекта и даже ввели жесткие санкции, но из-за твердой позиции Германии и заинтересованности обеих сторон проект был завершен. Сегодня же «Нафтогазу» лишь остается призывать США как можно активнее мешать «Северному потоку-2», осознавая, что в конечном итоге сделать это уже нереально.
Ритм Евразии. 18.12.2017