План есть? А если найду?

Владимир Веретенников

В Литве в последнее время все чаще рассуждают о «новом плане Маршалла», который обязаны объявить для Украины западные страны. Одним из пунктов этого плана должна быть безвозмездная финансовая помощь в размере пяти миллиардов евро. По странному стечению обстоятельств, основным лоббистом этого плана, который превратит Украину в «витрину западной цивилизации», стала Литва. «Лента.ру» разбиралась, каковы шансы на реализацию этого проекта и почему за него так ратует не самое богатое прибалтийское государство.

Разворуют

К слову, на теме западной помощи Украине пиарились многие, ведь она обсуждается довольно давно. В частности, свои предложения выдвигали британский историк Тимоти Гартон-Эш, французский публицист Бернар-Анри Леви, отдельные депутаты бундестага, а также олигарх Дмитрий Фирташ, чье «Агентство по модернизации Украины» обещало привлечь в виде инвестиций чуть ли не 300 миллиардов долларов. Однако именно Литва полностью перехватила идею такого плана и сделала его своей визитной карточкой.

Правда, недавний форум Восточного партнерства, состоявшийся в Брюсселе, обернулся для Вильнюса и Киева серьезным разочарованием: в ходе мероприятия о «новом плане Маршалла» даже не вспомнили, и в итоговой декларации о нем нет ни слова. По мнению еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнеса Хана, Украина и так получает достаточную помощь — как от ЕС, так и от отдельных кредиторов. Так, Евросоюз обязался предоставить Украине 12,8 миллиарда евро для проведения реформ.

Политический аналитик Андрей Стариков считает, что европейские сомнения понятны: «разворуют». «Таланты украинского политического класса в этих вопросах давно известны, — уверяет Стариков. — Тем не менее на Украине создается институциональная среда, чтобы снизить коррупционные риски. По жесткому настоянию западных кураторов в стране созданы и работают аж девять антикоррупционных контор. Особых успехов еще не замечено, но, как говорят в Одессе, "будем посмотреть". Пока практика работы того же Национального антикоррупционного агентства Украины показывает, что неприкасаемых для этой конторы нет».

На Украине продолжают ждать и надеяться на лучшее. Ажиотаж не спадает с тех пор, как в сейме Литвы в ноябре состоялась презентация «Европейского плана помощи Украине». Инициатива исходила от членов литовского парламента, в ее разработке принимали участие два бывших премьер-министра — Андрюс Кубилюс и Гедиминас Киркилас.

Немалое внимание продвижению плана уделяет и нынешнее литовское правительство. Советник премьер-министра Саулюса Сквернялиса по вопросам внешней политики Дейвидас Матуленис заметил, что «из инициативы парламентской дипломатии это становится внешнеполитической инициативой правительства Литвы». Однако глава литовского МИДа Линас Линкявичюс, представляя документ, сказал, что «вести речь только лишь о финансовой помощи Украине было бы поверхностно». По его словам, «речь идет о систематизации уже имеющихся потоков, контроле над их эффективным использованием, на что и направлен предложенный Литвой план». Данный проект рассчитан на десятилетнюю перспективу и предусматривает в течение этого периода до 50 миллиардов евро инвестиций в экономику Украины.

Однако Линас Линкявичюс отметил, что не стал бы делать акцент на сумме, поскольку «начинать нужно не с этого». Хотя Линкявичюс и пытался говорить максимально корректно, он не скрывал, что его волнует проблема разворовывания европейских средств на Украине. Министр подчеркнул: «Украина и сейчас получает определенную помощь по национальным каналам, от разных доноров и финансовых учреждений. Объективности ради нужно сказать, что способность грамотно освоить эти средства хромает, так что даже имеющиеся ресурсы стоило бы использовать рациональнее. Если говорить открыто, то в Украине все еще есть элементы коррупции, бюрократии. Иными словами, все финансовые потоки, которые попадают в Украину, нужно использовать намного эффективнее и прозрачнее. И это должны делать украинские ведомства».

Линкявичюс предложил создать на Украине агентство по управлению проектами, в работе которого принимали бы участие и международные представители. По его словам, это необходимо для большего доверия к Украине в деле освоения средств — чтобы доноры не избегали выделения денег из-за сомнений в прозрачности их использования. Линкявичюс добавил, что встречи по поводу проекта проходили в высоких кабинетах в Киеве, Париже, Лондоне и других столицах.

В ожидании миллиардов

Литовские власти рассчитывают на предстоящую конференцию по Украине в Лондоне, организованную главой МИД Британии Борисом Джонсоном, куда приглашены представители Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и МВФ. «Есть время, чтобы эту инициативу наполнить содержанием. А еще в начале следующего года пройдет саммит ЕС — Украина. Возможно, к этой встрече удастся продвинуться в данном вопросе», — надеется глава внешнеполитического ведомства Литвы.

Литовцы считают, что источником средств для Украины может стать бюджет Европейского внешнего инвестиционного плана (EU External Investment Plan), согласно которому Еврокомиссия рассчитывает выделить до 88 миллиардов евро до 2020 года. Правда, преимущественно для стран Африки. Кроме того, бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс предлагает зарезервировать в предстоящем семилетнем бюджете Евросоюза на 2020−2027 годы не менее трех процентов для помощи Украине, что эквивалентно 30 миллиардам евро.

Однако в Европе энтузиазм литовских политиков разделяют не все. Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков в беседе с «Лентой.ру» отметил, что новый виток политической дестабилизации на Украине уже сам по себе внушает опасения ведущим державам ЕС: «В таких условиях скорее берут паузу и выжидают, чем начинают финансовую помощь. Исключения (например, всем известный российский кредит Украине, договоренности о котором были достигнуты на фоне Евромайдана в декабре 2013 года) только подтверждают правило. Даже переговоры о ранее анонсированных программах европейской финансовой помощи Украине шли сложно. Недаром глава украинского Минфина Александр Данилюк после переговоров в Брюсселе отметил, что сумма помощи "не определена". Любые "планы Маршалла" в таких условиях также оказываются под сомнением». Впрочем, литовские авторы «плана Маршалла для Украины» признают, что даже если утверждение этого документа на уровне ЕС и произойдет, то случится это никак не раньше 2019 года.

Впрочем, на Украине хоть сейчас готовы делить деньги. Так, первый вице-премьер правительства Украины, министр экономики Степан Кубив радуется в своем Facebook: «Речь идет о как минимум пяти миллиардах евро ежегодной поддержки реформ, направленных на экономический рост и развитие».

Однако многие проявляют скепсис по поводу столь крупных финансовых вливаний. «Это действительно очень смешно, когда подобную инициативу предлагают литовские депутаты, — иронизирует президент Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко. — Не пани Меркель, не немецкие, не французские представители. Вы сами понимаете: Литву никто в Евросоюзе серьезно не воспринимает. Разве у Литвы есть деньги? Они сами на дотации живут».

С великокняжеского плеча

Политолог Иван Лизан считает, что Литва не столько пытается помочь Украине, сколько старается подняться выше в иерархии стран западного блока, перехватив возможность управлять «колонизируемым» пространством. «Естественно, ни денег для плана, ни реальных возможностей найти деньги у Литвы нет, поэтому затея так и останется нереализованной, — уверен Лизан. — А Украину, вероятно, США поручат Польше, так как у поляков богатый исторический опыт по приведению украинцев в чувство. Но, опять же, никаких денег Киев не получит — его задача быть злым и нищим, а также готовым к войне с Россией. А какой смысл вкладывать деньги в пехотинца, если его задача — умереть в первом же бою?»

Не исключено, однако, что Вильнюс руководствуется чисто идеологическим мотивами: там до сих пор вспоминают времена Великого княжества Литовского, частью которого была и Украина. Власти Литвы активно продвигают исторический образ «европейского Литовского княжества», которое защищало славянские земли нынешних Украины и Беларуси от «деспотической азиатской Московии». В этой роли Литва предлагала восточным народам свободу, уважение, европейскую культуру и человеческое достоинство, тогда как Москва — кнут опричника. Тот исторический образ и сегодня определяет внешнюю политику Вильнюса: ощущение правопреемства с Великим княжеством Литовским нет-нет да и провоцирует в литовских политиках геополитическое мессианство.

С такой версией согласен доктор политических наук, доцент Санкт-Петербургского университета Наталья Еремина. По ее мнению, Литва преследует три цели. Во-первых, продемонстрировать свою приверженность целям и задачам европейской интеграции. Отсюда посыл соратникам по Евросоюзу, что Литва стремится распространить европейскую повестку за пределы ЕС и поддерживать интеграционные устремления других стран. Во-вторых, сохранить в ЕС лидерство в отношениях со странами постсоветского пространства. В-третьих, показать своим гражданам, что их руководство отстаивает принципы справедливости и готово оказать поддержку другим государствам.

Эта поддержка дается Вильнюсу очень легко, ведь спасать украинскую экономику планируется не за счет Литвы, а именно за счет бюджета ЕС. Поэтому такие филантропические обещания, по словам Ереминой, легко давать, но вовсе не обязательно выполнять, тем более что новый «план Маршалла» предполагает значительные политические уступки в обмен на финансирование. А Украина уже поступилась многим без всяких программ, так зачем теперь выделять ей огромные суммы за то же самое?

Впрочем, если Запад убедится, что антикоррупционные реформы на Украине дают какие-то результаты, «план Маршалла» вполне могут вынуть из-под сукна. Ведь успехи европейского выбора Украины, по мнению Андрея Старикова, — имиджевые бонусы для ЕС. Оставить Украину на произвол судьбы и ее правящего класса означает получить в центре Европы очаг перманентной нестабильности с непрогнозируемыми миграционными потоками. Это будет еще один удар по европейской безопасности, и граждане ЕС не простят своим политикам такого провала. А значит, независимо от того, как будет называться новый план поддержки, заплатить за стабильность на Украине европейцам все же придется. А Украина, без всякого сомнения, поработает витриной. Европейские спонсоры будут довольны.

Лента.Ру. 17.12.2017

Читайте также: