Обострение в Донбассе возможно, но масштабной войны не будет
Татьяна Ивженко
В среду в Минске запланировано последнее в этом году заседание контактной группы по урегулированию в Донбассе. Стороны договорились определить дату обмена удерживаемыми лицами. Процедуру собирались согласовать во вторник. Первый масштабный обмен, по словам источников, должен состояться до конца недели. Но может быть и сорван в последний момент.
С декабря 2016 года Украина и ДНР/ЛНР не проводили обмен удерживаемыми лицами (военными и гражданскими), списки которых увеличивались. В Киеве заявляют, что на неподконтрольной территории Донбасса удерживается 162 пленных, в России – несколько десятков, сотни украинцев считаются пропавшими без вести.
В ДНР/ЛНР свой подсчет: на украинской территории может находиться более 1 тыс. пленных.
В Минских соглашениях предусмотрен обмен удерживаемых лиц по принципу «всех на всех». Выполнить этот пункт оказалось невозможным по ряду причин: у сторон не совпадают списки; некоторые лица отказываются от перемещения; кроме того, республики ранее ставили процесс обмена пленными в зависимость от украинского решения об амнистии защитников ДНР/ЛНР.
Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции 14 декабря отметил, что списки были согласованы, но в последний момент украинская сторона решила что-то изменить. Он призвал стороны провести обмен к Новому году, как и договаривались.
Поскольку речь идет о значительном количестве людей, а обмен будет проводиться на небезопасной территории, стороны собирались утвердить специальную процедуру: 18 декабря об этом в режиме видеоконференции договаривались члены гуманитарной подгруппы. На 20 декабря запланированы переговоры в Минске, в ходе которых должны быть окончательно утверждены все детали, а затем назначена дата обмена.
Но ситуация может измениться. МИД РФ сообщил о том, что 19 декабря российские офицеры будут отозваны из Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (СЦКК). Эта группа была создана в сентябре 2014 года, сразу после подписания первых Минских соглашений. Украинские и российские офицеры оперативно реагировали на ситуацию в зоне боевых действий, совместно решали вопросы. В ходе министерской встречи ОБСЕ в Вене глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что украинская сторона «делает все, чтобы поставить российских офицеров в Совместном центре в невыносимые условия, выдвигая требования, которые невозможно выполнить… В такой ситуация российская сторона должна будет прекратить работу в СЦКК».
Некоторые украинские военные эксперты ранее подозревали российских офицеров в разведывательной деятельности. Теперь в Киеве опасаются, что с 19 декабря, когда российская сторона отзовет из СЦКК представителей, ситуация в Донбассе обострится. Накануне Генштаб ВСУ обнародовал заявление, в котором было сказано: «Враг планирует активизировать работу диверсионно-разведывательных групп на военных объектах ВСУ, объектах энергетической и транспортной инфраструктуры, увеличить количество провокационных обстрелов в сторону наших позиций и жилых кварталов населенных пунктов вблизи линии разграничения».
В последнее время число обстрелов не превышало 30 в сутки. Хотя интенсивность снизилась, на этой неделе в новостях снова сообщали о погибших и раненых. Эксперты считают, что развитие ситуации зависит в первую очередь от тональности российско-американского диалога. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что обострение в Донбассе возможно, но большой войны не будет. Он сказал украинским СМИ, что до президентских выборов в России ситуация вряд ли кардинально изменится. По его словам, российская сторона «вряд ли пойдет на уступки», но Путин «хочет выступать на этих выборах в роли миротворца, а не воинствующего лидера».
Поэтому тактические решения (вроде обмена пленными) возможны, но стратегически пока ничего не изменится. В комментарии «Фактам» Фесенко пояснил: «Владимир Путин хотел реализовать большой реинтеграционный процесс на постсоветском пространстве еще во время первого срока своего президентства. Напомню, что он еще в 2003 году запустил проект Евразийского союза. Украина даже присоединилась к этому процессу, но в конце концов взяла курс на европейскую интеграцию». Он отметил, что Путин не раз повторял, что считает украинцев и русских одним народом: «Во время Бухарестского саммита НАТО в 2008 году Путин пытался убедить лидеров западных стран, что Украина вообще не является государством и в своем нынешнем виде якобы сложилась благодаря Российской империи и СССР. Поэтому ни у кого не должно быть сомнений: Россия от Украины не отцепится».
Ситуация в Донбассе, как считают в Киеве, – не цель, а средство достижения цели. Чтобы радикально изменить ее, украинская сторона настаивает на введении в регион международной миротворческой миссии ООН. Позицию Киева относительно формата такой миссии разделяют и обсуждают с российской стороной представители США. Однако противоречия до сих пор сохраняются. Россия предложила ввести миротворцев для защиты гражданских наблюдателей ОБСЕ, работающих в зоне конфликта. Украина требует полноценную миротворческую миссию, которая расположилась бы на всей территории Донбасса и вдоль линии украинско-российской границы. Против последнего пункта категорически возражают в РФ.
Пока длится российско-американский диалог, Украина откладывает окончательное утверждение закона о стратегии действий в Донбассе (о реинтеграции). В первом чтении Верховная рада проголосовала за него в начале октября. В документе, напомним, Россия была названа «государством-агрессором», а неподконтрольные Киеву территории (не только отдельные районы Донецкой и Луганской областей, но также Крым) – «временно оккупированными». Этот закон, по мнению депутатов, стал бы юридической констатацией, что в Донбассе – не внутренний конфликт, а внешняя агрессия. Он мог бы стать основой для решения ООН о мандате миротворческой миссии.
В ноябре окончательное утверждение закона отложили до 19–20 декабря. Текущую неделю Верховная рада работает в режиме пленарных заседаний, а затем уходит на новогодние каникулы. В понедельник главы парламентских фракций согласовывали повестку дня на всю неделю. Выяснилось, что закон по Донбассу вряд ли будет вынесен на голосование. Первый замглавы Верховной рады, член гуманитарной подгруппы на переговорах в Минске Ирина Геращенко сообщила, что требуется провести дополнительные консультации. Глава фракции «Блока Петра Порошенко» Артур Герасимов сказал, что следует подождать «до утверждения санкций против страны-агрессора и до освобождения наших заложников».
Тем временем в Киеве все чаще говорят о том, что для решения проблемы Донбасса потребуется компромиссное решение. Представитель Украины в минской подгруппе по вопросам безопасности Евгений Марчук сказал журналистам, что украинская сторона определила так называемые красные линии, за которые не может зайти в вопросах компромиссов. Киев, по словам Марчука, не согласится на федерализацию, не откажется от цели вернуть контроль над своими территориями и над границей с РФ. Компромисс нужно искать в виде переходных временных администраций, возможно даже при участии ООН или ОБСЕ или с участием людей с той и с другой территории, сказал он.
В Киеве отмечают, что о компромиссном решении проблемы Донбасса идет речь на российско-американских переговорах. Журналист и общественный деятель Виталий Портников в интервью «Апострофу» отметил: «Но удастся ли такого компромисса достичь? Каким он будет? Будет ли он за счет Украины или американцы его не захотят достигать за счет Украины? В какой мере там будут учтены наши интересы, не окажется ли этот компромисс серьезной ловушкой собственно для Украины? Потому что, даже если предположить, что будет обеспечен полный международный контроль на территории Донбасса без восстановления там украинского контроля, с уходом россиян, но при сохранении электоральных прав проживающих там жителей, которые одновременно не будут интегрированной частью украинского государственного механизма, это может привести к победе пророссийских сил на выборах в Украине уже в 2019 году. У нас будут пророссийский президент и пророссийский парламент».
Независимая газета. 19.12.2017