Литва в 2017 году: неудачный «передел власти» и голосование ногами
Александр Носович
В 2017 году в Литве продолжилась деформация системы власти. Социал-демократы, проигравшие выборы в прошлом году, в этом окончательно деградировали: попытались шантажировать «старших партнеров» из Литовского союза крестьян и «зеленых» выходом из коалиции, но не выдержали расставания с властью и раскололись. Пытавшиеся вернуться в правительство литовские консерваторы остались в оппозиции, из-за чего распался, так и не сформировавшись, политический альянс премьер-министра Саулюса Сквернялиса и президента Дали Грибаускайте.
Вопрос о сменщике Грибаускайте на посту президента Литвы из отдаленной перспективы превратился в центральную тему литовской политической жизни.
В уходящем году активно обсуждался сценарий «рокировки», при котором Даля Грибаускайте по истечении своего второго президентского срока должна была возглавить правительство, а действующий премьер-министр Саулюс Сквернялис — стать президентом Литвы.
То, что сценарий «рокировки» прорабатывается в президентской резиденции на площади Дауканто, было видно по нескольким признакам. Грибаускайте не набрасывалась с критикой на новый Кабинет министров, как набрасывалась на предыдущие. Правительство социал-демократов во главе с Альгирдасом Буткявичюсом, для сравнения, попало под огонь нападок госпожи президента с первого же дня работы. С правительством консерваторов Андрюса Кубилюса Грибаускайте враждовала с момента своего прихода на пост главы государства и до лета 2012 года, когда «ландсбергистам», судя по всему, удалось установить над ней контроль.
К нынешнему же Кабмину Саулюса Сквернялиса президент относилась необычайно лояльно. Ранее никогда не изменявшая своей практике сваливать все проблемы Литвы на правительство, в этот раз Даля Поликарповна даже не «проехалась» по команде Сквернялиса в ежегодном послании Сейму. От этого слухи о сговоре президента с премьером поползли еще активнее — прошла даже информация, что сценарий «рокировки» уже согласовывается с вашингтонским и брюссельским «обкомами».
Но главным источником слухов о замене Сквернялиса на Грибаускайте, а Грибаускайте на Сквернялиса стали закулисные переговоры лидера Литовского союза крестьян и «зеленых» (ЛСКЗ) Рамунаса Карбаускиса с председателем «Союза Отечества — Христианских демократов Литвы». Литовские «аграрии» поставили премьером беспартийного Сквернялиса, а литовские консерваторы контролируют беспартийную Грибаускайте, поэтому неудивительно, что переговоры Карбаускиса и Ландсбергиса все восприняли как торг о разделе власти.
Далее в игру вступили «младшие партнеры» «аграриев» по правящей коалиции — социал-демократы. Тет-а-тет лидера ЛСКЗ с младшим Ландсбергисом они восприняли именно как раздел власти и начали подозревать, что следующим шагом станет изгнание соцдемов из правительства и приход туда консерваторов. Новый лидер Социал-демократической партии Литвы Гинтаутас Палуцкас стал шантажировать ЛСКЗ выходом социал-демократов из правящей коалиции и досрочными выборами в Сейм.
Осенью этот блеф закончился тем, что Социал-демократическая партия Литвы развалилась, не выдержав перспективы добровольно расстаться с властью: половина соцдемов в Сейме отказалась выходить из коалиции и продолжила свою работу, но уже без сторонников Палуцкаса.
Так закончилось начавшееся провалом на парламентских выборах политическое падение одной из двух системообразующих партий Литвы. Благодаря расколу социал-демократов политические позиции Литовского союза крестьян и «зеленых» укрепились настолько, что союз с консерваторами и Далей Грибаускайте стал им не нужен. Поэтому переговоры ЛСКЗ с «ландсбергистами» так и не привели к попаданию последних в правительство и постепенно сошли на нет.
То, что из идеи с «рокировкой» ничего не выходит, стало ясно по смене риторики той же Грибаускайте. Под занавес года Даля Поликарповна вернулась к своей традиционной манере и разругала правительство за плохую работу.
«Люди связывали с новым правящим большинством надежды и лучшую жизнь, предоставляя этой коалиции большой кредит доверия. Однако первый год правления Литовского союза крестьян и “зеленых” знаменует неопределенность, потухающие ожидания людей и растраченное доверие. Время выполнять данные обещания, однако и через год в политической повестке, которая долгое время носила вегетативный характер, не видно целенаправленных перемен. Реформы заменяются малозначительными решениями по поводу зданий, штатных единиц, времени труда или домашней работы школьников», — прокомментировала Грибаускайте итоги первого года работы правительства Сквернялиса.
Премьер-министр в долгу не остался и колко парировал: «…не ошибается тот, кто ничего не делает, а в стране есть один человек, который не ошибается». Довольно прозрачный намек на госпожу президента, которая за годы своего пребывания во главе государства всегда всех критиковала, но никогда не признавала собственной ответственности за происходящее в стране.
Похоже, что в новый выборный цикл Литва вступит с обычным для нее конфликтом президента и правительства и президентские выборы 2019 года будут проходить в условиях не союза, а противостояния премьера Сквернялиса и президента Грибаускайте.
Последние два года Саулюс Сквернялис был самым популярным кандидатом на пост президента Литвы. Однако возглавляемое им правительство на самом деле не продемонстрировало никаких достижений, и литовцы уже начали в нем разочаровываться. Согласно последнему опросу компании Spinter Tyrimai, Сквернялис сейчас получил бы на выборах 14% голосов, мэр Каунаса Висвальдас Матиошайтис — 12%, экономист Гитанас Науседа — 10,5%. Кроме того, за бывшего посла Евросоюза в России Вигаудаса Ушацкаса готовы проголосовать 7,3% избирателей, за лидера «аграриев» Рамунаса Карбаускиса — 6,7%.
Рейтинг правящего Литовского союза крестьян и «зеленых» от более чем скромных результатов его правительства тоже заметно «просел». Согласно Spinter Tyrimai, за ЛСКЗ готовы голосовать 16,6% избирателей, тогда как за литовских консерваторов — 17%, социал-демократов — 9%, либералов — 5,7%.
Литовские «аграрии» повторяют путь социал-демократов — таков главный политический итог 2017 года для литовского населения.
Тот же цикл: на входе высокий кредит доверия избирателей → отсутствие каких-либо значимых изменений в политике нового правительства → на выходе всеобщее разочарование и пессимизм. Приход к власти ЛСКЗ осенью прошлого года стал результатом электорального бунта граждан Литвы: от отчаянного стремления хоть как-то радикально поменять ход жизни в своей стране литовцы массово проголосовали за несистемную партию и прервали бесконечное чередование у власти социал-демократов и консерваторов.
Однако от прихода в Сейм и правительство новой, несистемной партии в Литве ничего не поменялось. «День сурка» продолжается. Страна все так же живет ожиданием «надвигающейся российской агрессии», правительство борется с Белорусской атомной станцией, повышает военные расходы, а врачи и учителя в это время проводят акции протеста из-за крайне низких зарплат, причем сеймунасы видят в этих протестах «руку Москвы».
Власти бодро рапортуют о росте экономики и уровня жизни населения, при этом сами литовцы свое отношение к жизни и ее «растущему» уровню выражают ногами, массово сбегая из Литвы.
Литовская Республика третий год является абсолютным рекордсменом Евросоюза по сокращению количества жителей, год от года бьет свои же устанавливаемые рекорды депопуляции и эмиграции.
В 2017 году из страны только официально уехали 56 тысяч человек. Всего за постсоветские годы Литва потеряла каждого четвертого — более миллиона жителей. Этих уехавших людей можно считать досрочно проголосовавшими на президентских выборах 2019 года. Они проголосовали не только против всех партий и политиков, но и против самой страны.
RuBaltic.Ru. 26.12.2017