Американские аналитики подсчитали ущерб от Brexit
Георгий Макаренко, Александр Атасунцев
Почти каждый из множества сценариев развития Brexit несет ощутимый экономический ущерб Великобритании, Европе и США, гласит отчет американского центра RAND. Сгладить эффект может трехстороннее соглашение о свободной торговле.
Выход Великобритании из Евросоюза нанесет британцам заметный экономический ущерб вне зависимости от того, к каким договоренностям в итоге придут Лондон и Брюссель. Такой вывод сделали в своем докладе «После Brexit» эксперты американского аналитического центра RAND Corporation. Для европейцев и американцев почти каждый возможный сценарий Brexit тоже несет негативный эффект, хоть и гораздо более сглаженный.
Эксперты RAND смоделировали изменение шести основных экономических показателей для Великобритании, США и ЕС к 2029 году — через десять лет после планируемого завершения переговоров по Brexit. Среди этих показателей: прямые иностранные инвестиции, объем торговли, влияние торговли на ВВП, влияние Brexit на размер экономики, ВВП на душу населения и темпы экономического роста.
Исследование выделяет восемь «наиболее правдоподобных» сценариев развития событий. Три из них относятся к так называемому «мягкому Brexit», при котором Великобритания останется в тех или иных торгово-экономических объединениях ЕС.
Например, «норвежский» вариант означает, что Британия останется в Европейской экономической зоне (EEA), то есть, в едином рынке перемещения денег, товаров, услуг и людей. Чуть жестче будет «швейцарский» сценарий, по которому Лондон сохранит доступ к EEA лишь в ряде отраслей на основе двусторонних соглашений с Брюсселем. Наконец, «турецкий» вариант подразумевает лишь участие в Таможенном союзе ЕС.
Ни один из этих «мягких» сценариев, отмечается в докладе, британское правительство сейчас всерьез не рассматривает. Поэтому исследование RAND выстроено вокруг пяти «жестких» сценариев Brexit, каждый из которых включает в себя выход страны из Таможенного союза и общеевропейского рынка. По совокупности экономического эффекта их можно ранжировать от максимально разрушительного до наиболее перспективного.
Прыжок со скалы
Худшим из возможных сценариев Brexit исследователи считают тот, при котором торгово-экономические отношения между Евросоюзом и Великобританией будут регулироваться по правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Так может случиться, если к моменту выхода Британии из ЕС у сторон вообще не будет готово финальной сделки: западные политики и СМИ называют такой сценарий «прыжком со скалы». В этом случае Лондон получит право самостоятельно устанавливать тарифный режим, но любое отклонение от стандартов ЕС приведет к тому, что Брюссель в ответ введет нетарифные ограничения (лицензии, квоты, антидемпинговые пошлины).
В этом случае на ближайшие десять лет после Brexit объем ВВП Великобритании сократится на 6,7% (экономика страны потеряет около $140 млрд), ЕС — на 1%, США — на 0,2%. Данные приведены в сравнении с так называемым «базовым сценарием» — то есть таким, при котором процесса Brexit вообще не было бы, и страна осталась в ЕС.
Сильнее всего в королевстве пострадает сфера услуг, которая составляет около 80% экономики страны. В результате по сравнению с «базовым сценарием», ВВП на душу населения в Великобритании снизится на $3362, на $395 в ЕС и на $96 в США. Также снизятся показатели внешней торговли — для Великобритании на $107 млрд, для ЕС — на $109 млрд, для США — на $5 млрд. Уменьшится и объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) — в экономику Королевства поступит на $15 млрд меньше, в ЕС на $8 млрд, в США на $6 млрд.
Курс на Штаты
Негативный эффект для экономики будет чуть менее сильным, если Лондон и Вашингтон договорятся о подписании соглашения о свободной торговле. Как отмечают эксперты RAND, американское и британское правительства уже проявляли интерес к подобной сделке.
Основные экономические показатели Евросоюза еще больше ухудшатся даже в сравнении со сценарием ВТО. Объясняется это тем, что Великобритания, облегчая торговлю с США, будет одновременно закрываться от европейского рынка, усиливая так называемые нетарифные методы регулирования.
В итоге, если сравнивать с «базовым сценарием», европейская экономика к 2029 году недосчитается 1% ВВП или же $405 на душу населения. Внешняя торговля ЕС недосчитается $113 млрд, а привлеченных ПИИ будет меньше на $8 млрд.
Британская экономика при таком сценарии к 2029 году станет на 5,2% меньше, чем без Brexit, объем внешней торговли будет меньше на $80 млрд, а инвестиций — на $12 млрд. Зато ВВП США станет больше на 0,2% или $97 на душу населения. Американская торговля к 2029 году прибавит $34 млрд в сравнении с «базовым сценарием», но привлечение инвестиций сократится на $2 млрд.
Растянутая сделка
Еще один промежуточный сценарий подразумевает длительный период так называемой «переходной сделки» между Лондоном и Брюсселем. По текущему плану переговоров по Brexit, третьей и последней их фазой должно стать обсуждение такой сделки на период после формального выхода из ЕС в марте 2019 года и до вступления в силу новой постоянной формы отношений Великобритании с ЕС.
По заявлениям британских и европейских политиков, переходный период будет ограничен двумя годами, но RAND предполагает, что он может быть продлен до четырех лет. Так у Лондона и Брюсселя появится время на согласование нового соглашения о свободной торговле.
При таком развитии событий размер ВВП в сравнении с «базовым сценарием» к 2029 году у Британии будет меньше на 3,3%, у ЕС на 0,3%, у США — на 0,2%. Внешняя торговля Великобритании и ЕС недосчитается по $33 млрд, зато США незначительно увеличат показатель (на $1 млрд).
Курс на ЕС
Если Великобритания решит создавать зону свободной торговли всё же с Евросоюзом, а не США, самим британцам это будет выгоднее, уверяют эксперты RAND. К 2029 году, сравнивая с «базовым сценарием» без Brexit, британская экономика будет меньше на 2,8%, торговый оборот недосчитается $26 млрд, а прямые иностранные инвестиции будут меньше ни $10 млрд.
Поскольку торговые правила и стандарты в ЕС и Великобритании будут отличаться, при таком сценарии неизбежно появление различных таможенных ограничений и нетарифных методов регулирования, отмечают авторы доклада. Однако в целом для Лондона и Брюсселя такая договоренность будет гораздо выгоднее, нежели переход к отношениям на базе ВТО.
Для американцев, которые останутся вне этой системы, подобное англо-европейское соглашения почти никак не отразится на экономическом положении, если сравнивать с наихудшим сценарием торговли по условиям ВТО.
Тройственный союз
Лучшим сценарием аналитики называют такой, при котором соглашение о свободной торговле между Великобританией и ЕС дополняется торговым соглашением с США. В этом случае экономики трех стран выиграют даже в сравнении с ситуацией, при которой королевство не выходит из состава ЕС.
При таком сценарии размер ВВП Великобритании на ближайшее десятилетие вырастет в сравнении с «базовым сценарием» на 0,3%, тогда как экономика ЕС и США увеличатся на 2,9% и 3,5% соответственно. В пересчете на душу населения прирост составит $161 в Королевстве, $1189 в ЕС и $2152 в США.
Внешнеторговый оборот Великобритании в этом случае вырастет на $45 млрд, ЕС на $400 млрд, США на $531 млрд. Однако при этом показатель внешних прямых инвестиций в Великобританию упадет на $8 млрд (самое минимальное падение из всех возможных), тогда как в ЕС он вырастет на $5 млрд, в США — $10 млрд (по сравнению с базовым вариантом).
РБК. 12.12.2017