ВВП не вписался в планы правительства
Анастасия Башкатова
Премьер Дмитрий Медведев рассказал вчера азиатским инвесторам в Маниле про экономические успехи РФ и про ожидаемый рост ВВП более чем на 2% в год. Не успел Медведев закончить свою речь, как официальная статистика опровергла главу правительства. По предварительным данным Росстата, рост отечественной экономики замедляется и вряд ли дотянет по итогам года и до 2%. А вернуться к показателям относительно благополучного 2013 года наша экономика сможет ближе к 2023-му. Такие расчеты представили в понедельник экономисты в Российской академии наук (РАН).
Предварительные данные Росстата скорее всего поставят правительство в неудобное положение: чиновникам придется искать новые объяснения, почему российская экономика демонстрирует слабые показатели.
В третьем квартале 2017-го рост ВВП РФ составил 1,8% по отношению к тому же периоду прошлого года. Такие предварительные данные обнародовал вчера Росстат.
До этого экономический рост в стране как будто ускорялся: в первом квартале Росстат фиксировал увеличение ВВП на 0,5% год к году, а во втором – уже на 2,5%.
Судя по материалам, опубликованным на сайте Минэкономразвития (МЭР), в правительстве допускали, что в третьем квартале возможно некоторое замедление.
Но предварительные оценки Росстата оказались значительно хуже ожиданий. В докладе МЭР «Картина экономики в сентябре 2017» отмечалось: «По оценке Минэкономразвития, в сентябре ВВП увеличился на 2,4% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года... Рост ВВП в третьем квартале 2017-го оценивается на уровне 2,2% год к году, по итогам девяти месяцев – на уровне 1,8% год к году».
Официальный прогноз правительства исходит из того, что в период с 2017 по 2020-й включительно российская экономика стабильно будет расти более чем на 2% в год. В этом чиновники пытаются убедить не только россиян, но и иностранных инвесторов.
«Россия, как и другие страны, ищет пути адаптации к новой экономической реальности. Нам удалось оздоровить национальную экономику, изменив ее текущее развитие и избавив ее от чрезмерной зависимости от сырьевого экспорта, – заявил вчера Дмитрий Медведев на инвестиционном саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в Маниле. – Положительные сдвиги появились в прошлом году и в этом году.
У нас происходит неплохой восстановительный рост. Рассчитываем, что по итогам этого года рост ВВП превысит 2%».
Но такие ожидания, видимо, не оправдаются. «Росстат не дает оценки за девять месяцев, но несложно посчитать, что рост в январе–сентябре составил 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это означает, что без досчета данных достигнуть двухпроцентного роста в этом году не удастся. Более вероятно – 1,7–1,8%», – сообщил вчера бывший директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭР Кирилл Тремасов в Telegram.
Рост хотя бы на 2% в год станет возможен лишь начиная с 2022-го, следует из опроса 26 профессиональных прогнозистов, проведенного Центром развития Высшей школы экономики (ВШЭ). Прогнозисты считают, что Центробанк сможет удерживать инфляцию около целевого уровня в 4% вплоть до 2023 года, а значит, у регулятора появится повод и снижать ключевую ставку – до 6% годовых к 2023-му. «Таким образом, макроэкономическая среда, необходимая для запуска экономического роста, будет создана. Будет ли этого достаточно? Судя по низким прогнозируемым темпам роста ВВП, у экспертов есть в этом определенные сомнения», – поясняет замдиректора Центра развития Сергей Смирнов.
Получается, в стране будет реализован инерционный сценарий развития. Ранее Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН опубликовал расчеты, которые на фоне данных ВШЭ выглядят даже вполне неплохо. ИНП РАН ожидает, что в 2017-м рост ВВП РФ составит 1,8%, а в 2020-м он ускорится до 2,2%. Однако сами же академики уточняют, что это – «инерционный сценарий». По их замечанию, уже несколько раз экономический рост в РФ ускорялся, однако затем «экономика словно бы упиралась в невидимую преграду и замедляла темпы восстановления».
Не менее обезнадеживающие данные привели вчера участники двухдневной научной экономической конференции Президиума РАН. В частности, в презентации академика Абела Аганбегяна указано, что за период стагнации и рецессии 2013–2016 годов российский ВВП сократился на 4–4,5%. И компенсировать это падение удастся лишь к 2020 году. Строительство за 2013–2016 годы просело, по данным академика, на 16%, восстановить этот показатель будет возможно к 2023 году. Аналогичная ситуация с инвестициями в основной капитал, розничным товарооборотом, конечным потреблением домохозяйств: все эти показатели выйдут на докризисный уровень тоже лишь к 2023 году.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, в российской экономике, к сожалению, пока не начался такой рост, который действительно можно было бы назвать восстановительным.
«К восстановительному росту новейшего времени можно отнести рост ВВП на 6,4% и 10% в 1999–2000 годах после падения на 5,3% в 1998-м. Прогнозные 2% в 2017 году не относятся к восстановительному росту в его классическом понимании, так как не обладают одной из его ключевых особенностей: нет высоких темпов роста на первоначальном этапе. Можно будет считать, что кризисные явления в экономике преодолены, когда российский ВВП достигнет роста в 4% и выше», – поясняет гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.
Как говорит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Елена Устюжанина, мировая экономика также демонстрирует относительно низкие темпы роста, «появилось даже такое выражение – «новая нормальность». «Некоторые ученые связывают такое состояние мировой экономики с затишьем перед новым технологическим сдвигом», – говорит эксперт. «Но слабые темпы развития российской экономики связаны с другими причинами: с обострением геополитической ситуации, относительно низкими ценами на наши традиционные экспортные товары, прежде всего энергоресурсы, с проводимой монетарной политикой, направленной на всемерное сжатие денежной массы, – перечисляет Устюжанина. – К сожалению, о технологических сдвигах нам сейчас говорить не приходится».
По словам экономиста, при разговоре о восстановлении речь должна идти не о конкретных цифрах, а о качестве роста. Потому что «если мы не сумеем уйти от модели «мировой бензоколонки», этот рост будет продолжаться очень недолго», предупреждает эксперт.
«Зависимость от сырьевого экспорта у нас по-прежнему чрезмерная. Упади завтра цены на нефть в полтора раза, это очень болезненно отразится на общей ситуации. – добавляет первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – При этом нельзя сказать, что увеличение цен на нефть за последнее время стало сильным драйвером российской экономики».
Независимая газета. 14.11.2017