«НАТО создаст военные базы в Черногории»
В Черногории идет судебный процесс по делу о подготовке переворота во время парламентских выборов 16 октября 2016 года. Один из главных фигурантов — председатель Демократической народной партии и лидер «Демократического фронта», объединяющего главные оппозиционные силы страны, Милан Кнежевич. В интервью «Известиям» он рассказал, когда НАТО планирует создать в Черногории военные базы, поделился деталями судебного разбирательства, а также предложил варианты решения ключевых проблем всего балканского региона.
— Черногория в этом году присоединилась к НАТО. Возможно ли, что в ближайшее время на территории страны появятся военные базы альянса?
— Конечно. НАТО в ближайшее время создаст военные базы в Черногории. Такие планы будут реализованы в течение ближайших двух лет — до 2019-го. С большой долей вероятности, одна база появится на побережье Черногории, а вторая — в горной местности. Речь идет о межгорье Синяевины или Беласицы, где благодаря географическому расположению и ландшафту имеются наиболее подходящие условия для создания военной инфраструктуры. Ведь Черногорию изначально приняли в альянс, чтобы усилить присутствие НАТО в Средиземном море, которое они хотят полностью контролировать.
— Многие считают, что НАТО сделает из Черногории главную «площадку антироссийской пропаганды». Думаете, это возможно?
— Действительно, каждый день многие местные СМИ обвиняют Россию в финансировании оппозиции и дестабилизации страны. Негативно описываются любые действия президента Владимира Путина и остальных высокопоставленных лиц российского государства. Гражданам Черногории пытаются показать, что Москва ведет античерногорскую кампанию, а руководство страны лишь принимает «необходимые меры» для противостояния влиянию Москвы.
Однако русофобская политика не отражает мнения народа. Это лишь способ руководства страны удержаться у власти. В долгосрочной перспективе сделать из Черногории оплот антироссийской пропаганды не получится, так как черногорцев связывают близкие исторические, культурные и религиозные связи с русским народом. Рано или поздно придут изменения и Подгорица двинется по пути военного нейтралитета, сотрудничества с Россией и ЕС.
Первым шагом станут президентские выборы в следующем году, на которые мы выдвинем единого независимого кандидата от всей оппозиции.
— В июле 2017 года против вас и вашего коллеги Андрия Мандича начался судебный процесс. Вас обвиняют в том, что вы при поддержке России якобы готовили государственный переворот во время черногорских парламентских выборов 16 октября прошлого года. Когда ожидается вынесение приговора?
— По всей видимости, первое решение будет принято в начале 2018 года. Согласно черногорскому законодательству, нам грозит от одного до восьми лет лишения свободы. Уверен, что черногорский режим действительно захочет засадить нас в тюрьму, чтобы сделать из нас «главных врагов», а также оправдать собственный пронатовский и антироссийский курс.
Весь процесс — просто полный абсурд. У нас изъяли паспорта, будто бы существовал риск нашего побега в Москву. Хотя абсолютно очевидно, что все было инсценировано нынешней правящей верхушкой для того, чтобы не проводить референдума о вступлении страны в НАТО (Черногорский парламент проголосовал за присоединение к альянсу 28 апреля 2017 года. — «Известия»).
Необходимо помнить, что недавно меня также приговорили к семи месяцам лишения свободы за то, что я якобы напал на полицейского во время протестов в 2015 году. Несмотря на то, что я лишь оказывал сопротивление представителям правоохранительных органов, которые на нас напали с дубинками. При этом я оказался в госпитале. Примечательно, что, согласно черногорским законам, если депутат приговорен к более чем шести месяцам заключения, то он не имеет права занимать должность парламентария. Понятно, что это способ вытеснить меня из политики.
— У вас есть доказательства того, что в так называемом перевороте действительно замешаны высокопоставленные государственные деятели страны?
— Мы представим доказательства в ближайшее время. Хочу напомнить, что все обвинения против нас основываются на показаниях одного специального свидетеля — Саши Синджелича, который разыскивается Хорватией за убийство в 2002 году. Также известно, что его долгое время прикрывал специальный прокурор Миловойе Катнич. Он и возбудил дело против нас. Саша Синджелич заявляет, что некий россиянин Эдуард Шишмаков (фигурирует также под фамилией Широков. — «Известия») дал ему деньги для покупки оружия и организации госпереворота во время выборов. Ни денег, ни оружия однако нет. Парадокс.
У нас есть доказательства связей Синджелича с прокурором, а также того, что главный свидетель не был в Москве, когда он якобы получил деньги на покупку оружия. Кроме того, у нас есть серьезные основания полагать, что ранее Саша Синджелич работал на британскую разведку МИ-6. Любопытно, что на каждом заседании суда присутствуют именно представители британского посольства в Черногории.
— Македония — главный претендент на членство в НАТО. Как вы оцениваете стремление действующего премьер-министра Македонии Зорана Заева как можно быстрее присоединиться к альянсу?
— Если Македония решит вступить в НАТО без референдума, то страна столкнется с теми же проблемами, как и Черногория. В македонском обществе нет политического единства по вопросу членства страны в альянсе. Кроме того, необходимо помнить, что в результате присутствия сильного албанского меньшинства в стране существует серьезный раскол по религиозному и культурному признакам. Большинство македонцев исповедуют православие, албанцы — ислам. На фоне такой разрозненности Македония просто-напросто может оказаться на грани гражданской войны.
— На этой неделе в Сербии стартовал так называемый внутренний диалог по проблеме Косово. Каким вы видите решение косовского вопроса?
— Во-первых, Сербия не должна поддаваться на шантаж Запада. Косово — неотъемлемая часть Сербии. Это основа сербской духовности, истории и государственности. Запад использует двойные стандарты, когда не признает независимость Каталонии, но при этом создал «государство Косово». Решение проблемы я вижу в близком сотрудничестве Белграда с Москвой, которое может гарантировать территориальную целостность Сербии. Одним из вариантов решения косовского вопроса может стать обсуждение проблемы в СБ ООН.
Сама Черногория сделала огромную ошибку, когда признала в 2008 году независимость Косово. Теперь часть проживающего здесь албанского населения периодически выступает с призывами реализовать проект «Великая Албания», который нацелен на объединение всех территорий, где расселены албанцы.
Беседовал Дмитрий Лару
Известия. 03.11.2017