Максим Орешкин готовится к соревнованию с Европой
Анастасия Башкатова
Положение России в рейтинге Всемирного банка (ВБ) Doing Business, отражающем изменения в деловой среде, существенно улучшилось. За шесть лет РФ поднялась со 124-го места до 35-го среди 190 анализируемых государств. Теперь глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин готовится к соревнованию с лидерами рейтинга. Некоторые эксперты, однако, предупреждают, что одного рейтинга для объективной картины недостаточно и что по качеству деловой среды России рано претендовать на место развитых экономик.
Всемирный банк отмечает 15-летие доклада Doing Business и подводит итоги для некоторых стран. Специалисты ВБ вчера сообщили, что за последние 15 лет Россия провела 36 реформ в области делового климата.
В основном они касались таких направлений, как «Регистрация собственности» и «Регистрация предприятия». «Претворение реформ в жизнь проходило под эффективным руководством и координацией со стороны Министерства экономического развития РФ», – поясняется в материалах ВБ.
В этом году Россия заняла в рейтинге 35-е место из 190 проанализированных экономик. Чем выше позиция страны, тем благоприятнее предпринимательская среда. В докладе анализируется ситуация в Москве и Санкт-Петербурге. Рейтинг страны отражает совокупную оценку по ряду показателей.
«По такому направлению, как «Подключение к сетям электроснабжения», Россия демонстрирует наилучшие показатели и занимает 10-е место в рейтинге, – сообщает ВБ. – Для подключения к электросетям в РФ необходимо пройти лишь три процедуры, стоимость которых не превышает 42% доходов на душу населения, тогда как в мире требуется пять процедур, стоимость которых 1345% доходов на душу населения».
По показателю «Регистрация собственности» Россия занимает 12-е место. «Сроки, необходимые для юридического оформления передачи прав собственности, сократились до 13 дней, тогда как в 2004 году такая процедура занимала 52 дня», – продолжают составители рейтинга.
По «Исполнению контрактов» РФ на 18-м месте: «Сроки урегулирования коммерческого спора составляют 337 дней, а его затраты – 16,5% от размера искового заявления, тогда как в странах Организации экономического сотрудничества и развития с высоким уровнем доходов средний срок составляет 578 дней, а затраты – 21,5%».
Еще пример позитивных изменений – процедура регистрации предприятия. «По этому показателю Россия занимает 28-е место… В настоящее время открыть предприятие в России можно за 10 дней, пройдя четыре процедуры. 15 лет назад для этого требовалось 43 дня и девять процедур. Затраты на открытие бизнеса сократились до 1% доходов на душу населения по сравнению с 12% за аналогичный период», – сообщает Всемирный банк.
Однако остались проблемные сферы: строительство и международная торговля. По этим двум показателям Россия до сих пор находится в хвосте рейтинга: на 115-м месте по получению разрешений на строительство и на 100-м месте по международной торговле.
Глава МЭР Максим Орешкин на вчерашнем правительственном совещании с президентом Владимиром Путиным поспешил сообщить об успехах. Он напомнил, что шесть лет назад Россия находилась на 124-м месте. В прошлом году РФ была на 40-м месте. В майских указах президента прописана задача занять в 2018 году 20-е место.
В МЭР нацелены на дальнейшие улучшения. «Важно понимать, что продвижение каждый раз дальше становится все сложнее и сложнее. Когда мы были в конце списка, двигаться нам удавалось довольно легко, а наверху все страны постоянно пытаются улучшить деловой климат, постоянно реализуют те или иные реформы, которые упрощают ведение бизнеса для предпринимателей», – пояснил Орешкин. «Соседними и прямыми конкурентами для нас являются такие страны, как Франция, Голландия, Швейцария, Япония. Позади нас остались Бельгия и Италия», – добавил он.
В правительстве и Кремле признали наличие проблем. «Есть ряд направлений, где мы позиции потеряли, например по налогообложению мы потеряли семь позиций», – сказал Орешкин. Путин акцентировал внимание на строительстве: «В показателе получения разрешения на строительство мы с 2010 по 2016 год поднялись со 179-го на 115-е место… Но так на этом месте и застряли». Он призвал заняться решением проблем в том числе на региональном уровне.
Опрошенные «НГ» эксперты призывают не проецировать механически рейтинги Doing Business на реальное положение дел. «В развитых странах на долю малых предприятий приходится в среднем около 50% ВВП. Именно развитой средний класс, состоящий в основном из представителей малого и среднего бизнеса, составляет стержень экономики. До чего нам пока далеко», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Говорить, что Россия по условиям ведения бизнеса обогнала Бельгию и Италию и может теперь конкурировать только с Японией, Францией и Швейцарией, пока рано. То есть говорить-то можно, но только для тех, кто ни разу не был за границей и не видел «все это» своими глазами», – добавил эксперт.
Коренев замечает, что «условия ведения бизнеса в обеих столицах, как и в большинстве городов-миллионников, заметно отличаются от таковых в других регионах, где элементарные действия по регистрации, оформлению и законодательной защите бизнеса и инвестиций наталкиваются на произвол или косность «местечковых» властей». «Две столицы – это фасад, за которым кроется бездна экономических проблем», – соглашается первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Хотя некоторые эксперты считают, что регионы как раз подтягиваются за столицами. Как поясняет старший аналитик компании «Фридом Финанс» Богдан Зварич, в Центре нет особой необходимости привлекать инвесторов, а другим регионам приходится действительно работать над улучшением среды, чтобы добиться инвестиционной привлекательности.
Но есть проблемы, которые в рейтинге Doing Business не отражены. По словам замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» Ильгиза Баймуратова, «из расчета выпадает теневой сектор, не учитывается коррупционная составляющая бизнес-среды». Возникают вопросы и к российской судебной системе. Страна продвинулась в рейтинге, но, как замечает эксперт, начала она с наиболее понятных и относительно легкодостижимых показателей.
«Инвестировать, например, в Татарстан по некоторым параметрам может быть гораздо привлекательней, чем в какой-нибудь швейцарский кантон. Но необходимо анализировать множество факторов. Потому что открыть «бизнес за полчаса» – это здорово, но нужно что-то с ним делать. И вот тут вступают в игру такие вещи, как налоговая система, законодательство различных уровней, уровень дохода потенциальных потребителей и прочее», – поясняет вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева.
Как ранее отмечали эксперты Московского центра Карнеги, «оценки одной и той же страны по разным индексам необязательно близки». Например, в рейтинге Doing Business Россия может подниматься, а по индексу восприятия коррупции быть среди аутсайдеров. По данным Transparency International, в 2016 году «Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции». Индекс ранжирует страны по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 указывает на максимальный уровень коррупции среди чиновников, а 100 – на ее отсутствие. В прошлом году Россия получила 29 баллов из 100. И такие рейтинги нравятся уже далеко не всем российским чиновникам.
Независимая газета. 01.11.2017