Индия поспешила с цифровизацией
Надежда Краснушкина
Активные усилия правительства Индии по цифровизации экономики страны наталкиваются на препятствия в виде неразвитой инфраструктуры, а неподготовленность нормативно-правовой базы и низкий уровень информационной безопасности могут негативно отразиться на положении граждан, считают в Международном валютном фонде (МВФ). Там предприняли попытку оценить первые итоги реформ, предусматривавших цифровизацию платежной, налоговой и социальной сфер.
Денежная реформа в Индии (изъятие из обращения купюр 500 и 1000 рупий в ноябре 2016 года) стала одним из мероприятий масштабной цифровизации финансовой сферы, налоговой системы, госзакупок и соцвыплат, отмечают индийские экономисты Суяш Рай и Ратин Рой в работе, опубликованной в выпущенном МВФ сборнике «Цифровые революции в государственных финансах». Напомним, в ходе реформы из обращения было изъято 86% наличных денег, около половины их принудительно поместили на банковские счета (до этого доля наличных платежей достигала 98%), а правительство страны снизило лимит по операциям с наличностью и отменило комиссию по некоторым типам электронных платежей (в том числе госпошлин). Начатое ранее внедрение национальной программы биометрической идентификации личности (Aadhaar), охватившей 1,15 млрд человек, должно было увеличить эффективность расходования бюджетных средств на соцвыплаты и сбора налогов.
Однако ключевым препятствием для реформ стала неразвитость инфраструктуры, подчеркивают авторы исследования. Несмотря на сравнительную дешевизну цифровых сервисов, уровень «цифрового неравенства» в стране высок — так, уровень проникновения мобильной связи составляет 85,9 на 100 жителей, а доступ к широкополосному интернету имеет лишь 261 млн человек из более чем миллиардного населения. В глобальном «Индексе сетевой готовности» ВЭФ Индия заняла 91-е место из 139 (РФ — 41-е), распространенность платежных терминалов в точках продаж остается одной из самых низких в мире, а отсутствие нормативной базы не позволяет защитить личные данные пользователей цифровых услуг, отмечают в МВФ.
Влияние реформ на фискальную политику и цифровизацию экономики было огромным, признают в МВФ, отмечая, что ожидали их негативного влияния на рост экономики (так, МВФ прогнозировал замедление роста ВВП в 2016–2017 годах с 7,6% до 6,6%) и налоговую базу. Опасения оправдались: годовой рост составил 6,6%, а в четвертом квартале налогового года (январь—март 2017 года) замедлился до 5,7% из-за резкого спада промпроизводства и торможения роста банковского кредитования. Впрочем, собираемость налогов продолжила расти прежними темпами, однако из-за сокращения общей экономической активности реформа оказала значительное влияние на неформальный сектор экономики, но не привела к какому-либо существенному росту государственных доходов.
Принудительное стимулирование использования цифровых методов может иметь множество преимуществ, но скорость внедрения этих инициатив несет в себе значительные риски, подчеркивают в МВФ. Уровень «цифрового неравенства» в стране создает угрозу ошибочного исключения граждан из уже цифровизованной адресной системы соцвыплат (пока в нее вошли 99 из 536 намеченных к оцифровке мер соцподдержки). Форсирование же цифровизации персональных и финансовых данных граждан при низком уровне информационной безопасности также может быть опасно, отмечают в МВФ.
Индии все еще предстоит долгий путь до глубокой цифровизации экономики — учитывая слабый уровень реализации правительственных инициатив, постепенное проведение реформ предпочтительнее, полагают в МВФ. Приоритетом должно стать стимулирование инвестиций в инфраструктуру для сокращения «цифрового неравенства», создание нормативной базы для защиты персональных данных потребителей, а также общее повышение цифровой безопасности и гарантий для граждан.
Коммерсант. 10.11.2017