Ян Чарногурский: «НАТО втягивает страны альянса в конфликт с Москвой»
В Сочи прошло XIV заседание международного дискуссионного клуба «Валдай». Одним из почетных гостей мероприятия стал словацкий экс-премьер и бывший министр юстиции Ян Чарногурский. В интервью «Известиям» политик рассказал о необходимости выхода его страны из НАТО, легитимности крымского референдума, а также негативных и позитивных аспектах членства Словакии в Евросоюзе.
— Вы активно выступаете против размещения иностранных баз и военнослужащих на территории Словакии. Нередко вы организуете протесты против членства страны в НАТО. Почему вы считаете, что Братислава не должна быть в альянсе?
— Словакия должна покинуть ряды НАТО, потому что альянс никоим образом не охраняет нашу страну. У Словакии ни с одной страной мира нет конфронтации. А некие разногласия, например с Венгрией, эффективнее решаются на уровне ЕС. Членство в НАТО лишь втягивает Братиславу в искусственно созданный конфликт с Россией — страной, с которой большинство словаков хотят иметь дружеские отношения. При этом конфронтация с Москвой является результатом борьбы за мировую гегемонию со стороны США. Более того, НАТО не способно обеспечить безопасность Европе в целом, если говорить о таких актуальных угрозах, как международный терроризм или наплыв мигрантов в Европу. Поэтому весьма возможно, что в течение 10 лет Словакия выйдет из НАТО.
— Вы юрист по образованию и несколько лет занимали должность министра юстиции. Каково ваше мнение о референдуме в Крыму 2014 года?
— Воссоединение Крыма с Россией прошло в соответствии с правовыми нормами. Автономия давала крымскому парламенту право организовать плебисцит. Необходимо учитывать тот факт, что исторически Крым был неотъемлемой частью России. Более того, Крым был передан Украине в 1954 году Никитой Хрущевым, когда все союзные республики входили в одно государство. Когда я участвую в дискуссиях по поводу «крымского вопроса» в Чехии, то я своим коллегам задаю один простой вопрос. Как бы вы отнеслись, если бы президент Чехословакии Густав Гусак (в должности с 1975 по 1989 год. — «Известия») подарил Словакии Моравию (исторический регион Чехии на востоке страны. — «Известия») и после распада государственного образования Моравия осталась бы у словаков? После вопроса наступает тишина.
— Воссоединение Крыма с Россией стало основной причиной введения экономических санкций со стороны ЕС, США и ряда других стран. Как они сказались на Словакии?
— Антироссийские санкции пока что не нанесли большого ущерба словацкой экономике. Однако ряд предприятий, которые ориентировались на российский рынок, были вынуждены закончить свою деятельность. Необходимо помнить, что словаки традиционно воспринимают Москву в качестве стратегического партнера или даже государства-союзника. Подтверждают это и опросы общественного мнения, проведенные в Словакии за последние пять лет. Большинство людей считают, что в случае международного конфликта именно Россия окажет помощь нашей стране. Поэтому санкции должны быть немедленно сняты. Ведь санкции не решат конфликт в Донбассе. Нынешнее руководство Украины втянуло страну в безвыходное экономическое, политическое и социальное положение. И единственным решением будет смена власти в Киеве и восстановление дружеских отношений с Москвой.
— Словакия присоединилась к Евросоюзу в 2004 году. Какие плюсы и минусы принесло стране членство в ЕС?
— Начнем с того, что на тот момент Словакия не имела другую геополитическую и экономическую альтернативу. Вступление в ЕС, безусловно, экономически стабилизировало страну. В Словакию пришли иностранные инвестиции и открылись новые предприятия. Благодаря Брюсселю также улучшились отношения между Братиславой и Будапештом, которые были в одно время достаточно напряженными из-за многочисленной венгерской диаспоры в Словакии и пограничных претензий со стороны Венгрии. Что касается минусов, то это, безусловно, стремление Брюсселя сильнее ограничивать суверенные права отдельных государств-членов. Также руководство ЕС пытается вытеснить консервативные семейные ценности и вместо этого навязывает либеральную идеологию, защищая, например, однополые браки. Также Брюссель навязывает всем странам политику открытых дверей, которая терпит полный провал.
— Вы уже затрагивали миграционный кризис. Во многих восточноевропейских странах растет недовольство, и политики выдвигают инициативы, нацеленные на запрет ношения бурок. Какова ситуация в Словакии?
— Словакия пока не столкнулась с этой проблемой. Примечательно, что на территории нашей страны не находится ни одной мечети и очень редко можно встретить женщину в бурке. Однако если количество мусульман будет увеличиваться, то принятие таких законов, вне всяких сомнений, необходимо.
Беседовал Дмитрий Лару
Известия. 24.10.2107