Выдохнули после кризиса: в ЕАЭС обозначилась устойчивая динамика роста товарооборота
Кирилл Соков
Взаимная торговля между союзными государствами в этом году вновь начала расти. Так, в первом полугодии Россия увеличила экспорт продовольствия в страны ЕАЭС, сообщают «Вести.Экономика».
Это увеличение связно с общим подъемом российского аграрно-промышленного комплекса. Так, за первые шесть месяцев 2017 г. поставки рыбы из России в государства ЕАЭС увеличились на 16,4%, овощей и фруктов – на 52%, мяса – на 29,4%. Тем не менее суммарно продовольственный экспорт из России в союзные страны пока невелик и не превышает 100 млн долл. При этом общий объем взаимной торговли ЕАЭС в первом полугодии составил 25,1 млрд долл. То есть аграрный экспорт составил всего 4% объема общесоюзной торговли, что явно не соответствует ни потенциалу развития российского АПК, ни стоящим перед РФ задачам импортозамещения в этой сфере.
Напомним, что начиная с 2013 г. торговля между странами ЕАЭС демонстрировала отрицательную динамику. Максимальное падение внутрисоюзного товарооборота, как отмечается в специальном докладе Евразийской экономической комиссии, пришлось на 2015 г., когда по сравнению с предыдущим 2014 г. в стоимостном выражении его объем сократился на 25,5%. Но уже в 2016 г. падение замедлилось до 6,7%. Тогда же наметились и первые признаки оживления взаимной торговли. На протяжении всего 2016 г. ее объемы постоянно увеличивались и начиная с сентября превышали показатели соответствующих месяцев предыдущего года.
Взаимная торговля сократилась под влиянием двух взаимосвязанных причин – падением цен на нефть и снижением темпов экономического роста. Причем нефтяные цены были обрушены США в союзе с нефтяными монархиями Персидского залива целенаправленно для того, чтобы создать финансовые проблемы России, получавшей большую часть валютных доходов за счет продажи нефтегазовых ресурсов. За два года стоимость нефти упала более чем в полтора раза. Если в 2014 г. нефть марки Brent в среднем стоила 46 долл., то в 2015 г. – 34, а в 2016 г. – 29.
Показательно, что падение физических объемов внутрисоюзной торговли было гораздо меньше стоимостных, что говорит об устойчивости торгово-экономических связей между союзными государствами. В 2015 г. физический объем торговли сократился всего на 7,5%, а в 2016 г. – вырос на 0,4% (стоимостной упал на 25,5% и 6,7%). По оценке ЕЭК, само сокращение стоимостного объема торговли на 70% было вызвано снижением цен и лишь на 30% – объема товарной массы. О влиянии монетарных факторов говорит и то обстоятельство, что внешняя торговля сократилась сильнее, чем внутренняя. Произошло это как раз из-за преобладания во внешних поставках углеводородов, составляющих более половины общесоюзного экспорта.
На фоне предыдущих лет 2017 год выглядит крайне оптимистично. По данным ЕЭК, взаимная торговля между странами ЕАЭС за январь-июнь увеличилась на 27%. Позитивное влияние на экономику оказал рост цен на нефть, средняя стоимость которой превысила 50 долл. за баррель. Но рост взаимной торговли демонстрируют отнюдь не только нефтедобывающие государства. Так, у России ее объем увеличился на 25%, Армении – на 26,1%, Белоруссии – на 28%, Киргизии – на 29,6%, а Казахстана – на 38,3%. Наиболее значительно у РФ выросла торговля с Арменией (на 40,3%) и Казахстаном (на 36,7%), за ними следуют Киргизия (на 28,9%) и Белоруссия (на 17,6%). Причем если объемы российско-армянской и российско-киргизской торговли невелики (523,3 и 633,8 млн долл.), то Казахстан (5,7 млрд долл.) по торговле с РФ занимает второе место после Белоруссии (8,9 млрд долл.).
«Страновая» структура торговли России с государствами ЕАЭС пока изменилась мало. Более половины всего товарооборота по-прежнему приходится на Белоруссию (56,6%) и около трети – на Казахстан (36%). «Малые» страны ЕАЭС – Киргизия и Армения – занимают в торговле РФ всего 4,1 и 3,3%. На сам по себе факт быстрого роста товарооборота с ними говорит об усилении торгово-экономических связей внутри объединения и повышении степени его экономической интеграции. При этом для большинства стран Союза Россия сегодня является практически основным торговым партнером. Так, доля РФ во взаимной торговле Армении со странами ЕАЭС составляет 97,6%, Белоруссии – 95,1%, Казахстана – 88,9%. Исключением является Киргизия, которая из-за своего географического положения в равной степени торгует с двумя государствами – Россией (50,7%) и Казахстаном (49,2%).
Тревожным симптомом является то, что у двух из пяти стран Союза доля внутрисоюзной торговли в общей структуре внешнеторгового оборота сократилась. Так, у России она снизилась с 9,1 до 9,0%, а у Киргизии – с 39,1 до 38,9%. Три остальные участника ЕАЭС продемонстрировали ее рост: Армения – с 27,8 до 28,6%, Белоруссия – с 51,8 до 52,9%, а Казахстан – с 21,1 до 21,8%. Не исключено, что на внешнюю торговлю России и Киргизии, главным экспортным товаром которых являются, соответственно, нефтегазовые ресурсы и золото, повлиял рост курса национальных валют по отношению к доллару, наблюдавшийся на протяжении первого полугодия. Однако зависимость Казахстана от экспорта нефти еще выше, чем России, но удельный вес других государств ЕАЭС в его внешней торговле растет, а не снижается.
Примечательно, что на фоне других товаров темпы роста торговли минеральными продуктами, к числу которых относятся и нефтегазовые ресурсы, были одними из самых низких. Если торговля металлами и металлоизделиями в Евразийском экономическом союзе по итогам января-июня этого года увеличилась в 1,6 раза (на 1,216 млрд долл.), то машинами, оборудованием и транспортными средствами – на 36,5% (на 1,148 млрд долл.), продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем – на 22,7% (на 730 млн долл.), а минеральными продуктами – всего на 18,6% (на 1,136 млрд долл.). Причем основным поставщиком минеральных ресурсов (84,1%) на внутренний рынок ЕАЭС является именно Россия.
Минеральные ресурсы по-прежнему преобладают и в товарной структуре торговли между союзными государствами. Но их доля по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. сократилась с 30,9 до 28,8%. Зато на второе место вышли машины и оборудование. Заметно увеличилась также доля металлов, которые по темпам роста занимают первое место. Процент же продовольственных товаров несколько сократился, что, по-видимому, связано с ростом цен на сырьевые ресурсы, повлекшим за собой удорожание нефтегазовых ресурсов и металлов.
О влиянии монетарных факторов на динамику внутрисоюзной торговли говорит и ее сопоставление с внешним товарооборотом ЕАЭС. Темпы роста внешней торговли за первое полугодие (на 27,8%) были несколько выше, чем внутренней, и, прежде всего, именно из-за роста долларовых цен на нефтегазовые ресурсы. Об этом же говорит и тот факт, что экспорт из стран ЕАЭС в январе-июне рос заметно быстрее (на 29,6%), чем импорт (на 24,9%). В результате общий профицит внешней торговли союза за первое полугодие вырос почти в полтора раза (с 52,1 до 71,8 млрд долл.), что заметно увеличило доходы бюджетов и улучшило состояние национальных экономик после долгого периода спада. Показательно и то, что максимальные темпы прироста внешней торговли демонстрировали Казахстан и Россия, которые являются главными поставщиками нефтегазовых ресурсов в страны ЕС. Они же обеспечили и большую часть профицита, который в гораздо меньшем масштабе есть только у Белоруссии.
По оценке ЕЭК, рост взаимной торговли между странами ЕАЭС на протяжении первой половины этого года «свидетельствует о восстановлении экономической активности в странах Союза». Позитивным фактором является как увеличение внутренних поставок продовольствия, так и опережающий рост торговли несырьевыми товарами, особенно продукцией машиностроительной промышленности, удельный вес которой во внешнем экспорте пока еще крайне мал.
В то же время объем взаимной торговли между государствами ЕАЭС почти в 12 раз уступает внешнеторговому обороту с третьими странами, не являющимися участниками Союза. Если внутрисоюзная торговля за первое полугодие составила 25,1 млрд долл., то внешняя – 292,2 млрд. По объему торговли Евразийский союз для России сегодня стоит на третьем месте после Евросоюза и Китая, и повышение его веса может произойти в случае либо расширения Союза, либо кардинального повышения темпов роста союзных экономик.
Ритм Евразии. 01.10.2017