Россия открывает границы корейским компаниям
Инна Григорьева
Зона свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Южной Кореей будет создана не столько для преференциальной торговли товарами, сколько для взаимных инвестиций в экономики стран. Новый режим заработает не ранее 2019 года. Об этом рассказала "Известиям" министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероника Никишина. Речь идет об упрощенных процедурах локализации производств и создании совместных предприятий. Создание ЗСТ только для торговли - не в интересах ЕАЭС, поскольку в этом случае рынок стран Евразийского союза сильно пострадает, особенно от импорта корейских автомобилей, пояснил федеральный чиновник. Эксперты отмечают, что такой режим будет несколько "однобоким", ведь российским компаниям пока неинтересна локализация в одном из "азиатских тигров".
Сейчас у Евразийского экономического союза создана только одна ЗСТ - с Вьетнамом. При этом неформальные переговоры о создании новых зон идут более, чем с 10 странами, а заявки на их создание подали порядка 40 государств.
Работа совместной исследовательской группы по созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Южной Кореей уже завершена, рассказала «Известиям» министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина. Результаты переговоров показали недостаточную выгоду для ЕАЭС от возможной либерализации торговли с Кореей, сообщила она.
- Есть рынки, куда мы хотим выходить с точки зрения нашего экспорта. Тогда там приоритетом является снижение пошлин. Это, например, Индия. А есть страны, которые нам важны не как экспортные рынки, а как инвестиционные партнеры. Например, Корея. Мы вряд ли сможем сильно нарастить наш экспорт на рынок Кореи, поэтому вопрос снижения пошлин гораздо менее интересен, чем сохранение инвестиционного и технологического сотрудничества с этой страной, - рассказала Вероника Никишина.
Федеральный чиновник в беседе с «Известиями» отметил, что для стран ЕАЭС либерализация торговли с Кореей невыгодна из-за того, что на рынки ЕАЭС союза хлынет большое количество корейских автомобилей, из-за чего может сильно пострадать автопром стран Евразийского экономического союза.
Вероника Никишина отметила, что пошлины на товары все же будут снижены, но это не станет главной составляющей соглашения.
- Конечно, будут вопросы пошлин, но они, скорее, нужны как скелет, без которого не может быть соглашения о свободной торговле, при этом ключевой мышцей будет инвестиционная составляющая, - подчеркнула Вероника Никишина.
Еще один источник «Известий», знакомый с ходом переговоров ЕАЭС и Кореи, объяснил, что «инвестиционная составляющая» ЗСТ будет заключаться в том, что для Кореи могут упростить процедуры локализации ее производства в странах Евразийского союза и создания совместных предприятий.
- Это все-таки будет ЗСТ, но не в классическом понимании, когда речь идет только о снижении пошлин. Это будет больше кооперация промышленного и инвестиционного сотрудничества. Сейчас ЕАЭС поставил конкретный вопрос перед Кореей о планах, - рассказал источник.
Он добавил, что также остается открытым вопрос о том, что сможет экспортировать в Корею ЕАЭС, а также какие производства там можно локализовать. По словам Вероники Никишиной, ЗСТ с Кореей будет создана не ранее 2019 года.
Российские IT-компании активно торгуют услугами с корейскими госструктурами, поэтому в случае создания ЗСТ можно было бы предусмотреть для них какие-нибудь льготы, отметил генеральный директор исследовательского Центра в сфере международной торговли и экономической интеграции ITI Владимир Саламатов.
- Сегодня заключаемые преференциальные соглашения могут содержать дополнительные элементы сотрудничества помимо классической торговли товарами. Это так называемые «ЗСТ плюс» или даже «ЗСТ два плюса». Мы заинтересованы в локализации производства корейских компаний, потому что эта страна является одной из передовых в плане технологий: тот же корейский Samsung производит и телефоны, и телевизоры, и много чего еще, - отметил Владимир Саламатов.
России практически нечего локализовывать в Корее, уверен доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.
- Нашей главной целью должно быть увеличение нашего экспорта в Корею, потому что локализовывать нам там нечего. Возможно, мы могли бы создавать в Корее совместные предприятия с корейскими компаниями в сфере IT, у этого есть потенциал. А так мы можем только нарастить в Корею экспорт, в частности, продуктов сельского хозяйства за счет снижения пошлин, - полагает Алисен Алисенов.
В состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия и Киргизия.
Известия. 04.10.2017