Отечественная экономика наполовину изношена
Анастасия Башкатова
Инвестиционный спад в РФ составил за предыдущие три года около 12%. Минэкономразвития (МЭР) прогнозирует, что к 2020-му этот провал будет компенсирован. Счетная палата (СП) такие прогнозы не поддержала, так как не увидела в проектировках ведомства Максима Орешкина убедительных доводов в пользу инвестиционного ускорения. Степень износа основных фондов в России почти достигла 50%, а в некоторых отраслях даже превысила эту планку.
Вердикт аудиторов Счетной палаты, подготовивших заключение на проект нового федерального бюджета, неутешителен: многие показатели, рассчитанные в Минэкономразвития и заложенные на ближайшую трехлетку, выглядят необоснованными.
Например, как отмечают в Счетной палате, в дополнительном обосновании нуждается прогноз инвестиционного роста.
МЭР ожидает, что динамика инвестиций в основной капитал после спада в 2016 году перейдет к росту на 4,1% в 2017-м; на 4,7% в 2018-м; на 5,6% в 2019-м; на 5,7% в 2020-м.
По обновленным данным Росстата, инвестиционный спад в России начался не в 2013 году, как указывалось в первоначальных сводках, а в 2014-м. За период с 2014-го по 2016 год включительно инвестиционный спад составил около 12%. Если прогноз МЭР оправдается, то уже к 2020-му Россия компенсирует этот провал. Однако не все специалисты верят в такие расчеты.
«Факторами роста инвестиций должны стать программа развития малого и среднего бизнеса, фабрика проектного финансирования и инфраструктурная ипотека», – сообщила, ссылаясь на прогноз МЭР, глава СП Татьяна Голикова на заседании фракции «Единая Россия» в Госдуме. «Но ни по первому, ни по второму, ни по третьему факторам, которые призваны стать драйверами экономического роста, оценок в прогнозе не содержится», – заявила Голикова. Альтернативный анализ показывает, что вклад этих факторов трудно назвать решающим.
Так, программа развития малого и среднего бизнеса по плану правительства должна завершиться в январе 2019-го, напоминает Голикова. «И с учетом ее небольшого размера мы не ожидаем какого-то ее большого влияния на рост инвестиций», – цитирует главу СП «Прайм».
Если говорить про фабрику проектного финансирования, то, как замечает Голикова, «из общих соображений, которые можно почерпнуть в экспертных выступлениях министра экономического развития, можно сделать вывод, что Минэкономразвития рассчитывает на вклад этого фактора в 2019 и 2020 годах в объеме 0,1% ВВП, или 100 млрд руб.». В случае же с инфраструктурной ипотекой Минэкономразвития представило отдельно от прогноза экспертное мнение, что влияние данного фактора на прирост инвестиций будет в размере 1% ВВП, или 1 трлн руб., за трехлетний период, сообщает СП.
«Факта наличия доступных финансовых ресурсов недостаточно для фронтального расширения инвестиционной деятельности предприятий частного сектора экономики», – обращают внимание аудиторы. Надежд на привлечение дополнительных кредитных ресурсов тоже немного. На кредитной активности может негативно сказаться нежелание банков связываться с рискованными заемщиками, а также переменчивая внешняя конъюнктура.
В то же время, как замечают специалисты СП, рост инвестиций в основной капитал – это необходимое условие для обновления основных фондов. «С 2013 года наблюдается замедление прироста основных фондов на фоне сохраняющейся высокой степени износа, составившей в 2016 году в целом по экономике 48,7%», – говорится в заключении Счетной палаты. Аудиторы обращают внимание, что с 2001 года степень износа основных фондов устойчиво выше 40% с тенденцией к росту.
«В 2016 году по сравнению с 2015-м степень износа основных фондов увеличилась по всем видам экономической деятельности, кроме рыболовства и рыбоводства. А по таким видам, как добыча полезных ископаемых, здравоохранение и предоставление социальных услуг, транспорт и связь, степень износа превысила 55%», – сообщается в материалах СП.
Процесс обновления основных производственных фондов с 2013 года замедляется, уточняют аудиторы. Как они сообщают, «коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) в 2016 году снизился и составил 3,7% после 3,9% в 2015-м. Коэффициент выбытия основных фондов в 2016-м по сравнению с предыдущим годом не изменился и составил 1%... С 2006 года он не превышает 1%». Коэффициент обновления – отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к общей стоимости фондов на конец года. Коэффициент выбытия – отношение ликвидированных в течение года основных фондов к общей стоимости фондов на начало года.
Похоже, отчет СП не учитывает пересмотр данных Росстатом, потому что сейчас на официальном сайте статистического ведомства другие цифры: в 2016 году коэффициент обновления был 4,4%, коэффициент выбытия – 0,8%.
Наиболее трудная ситуация в сфере образования и здравоохранения. «Несмотря на высокую степень износа (в 2016 году – 49,4% и 56,9% соответственно), коэффициент обновления находится на низком уровне и в течение последних трех лет постоянно снижается», – написано в заключении СП. По данным Росстата, в 2016 году коэффициент обновления фондов в образовании составил 2,5%, в здравоохранении – 2,2%.
Когда коэффициент обновления составляет ежегодно 4%, это значит, что для полной замены старых фондов (оборудования, сооружений и т.п.) понадобится 25 лет. Соответственно показатель 3% удлиняет период обновления до 33 лет, а 2% – до 50 лет.
Доцент Российского экономического университета им.Плеханова Владимир Колмаков пояснил «НГ», что средние показатели «скрывают существующий разброс степеней износа в разрезе территорий и отдельных предприятий». «Неполный процент загрузки производственных мощностей по целому ряду видов деятельности частично снижает напряженность, однако это лишь оправдание, а не экономически обоснованная стратегия», – говорит эксперт.
Кроме того, данные Росстата, по словам Колмакова, не позволяют оценить качество обновления. «Если мы выводим из эксплуатации металлорежущий станок 1970 года выпуска и заменяем его таким же «свежим», можно ли говорить о модернизации? Нет, конечно», – замечает Колмаков. Поэтому обновление и модернизация – далеко не синонимичны.
Хотя, как говорит эксперт, например, сельское хозяйство сейчас все же в лидерах и по обновлению, и по модернизации. Признаки технологического обновления можно найти и в обрабатывающих производствах. Но проблема в том, что нередко замена происходит на иностранные технологии и оборудование, следует из комментария эксперта.
По мнению первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, «в том, что касается военно-промышленного комплекса, атомной промышленности, нефти и газа, мы движемся в авангарде». «Но по многим другим промышленным направлениям мы отстаем», – замечает он. Эксперт добавляет, что это приводит в том числе к рискам аварийности.
Независимая газета. 18.10.2017