ЛНР И ДНР назвали условия мира
Татьяна Ивженко
На этой неделе в Минске запланирована очередная встреча контактной группы по урегулированию в Донбассе. Главной обсуждаемой темой, судя по всему, станет развитие событий после 18 октября. В этот день утратит силу принятый в 2014 году сроком на три года, но так и не начавший действовать закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Украинская власть готовит на замену новый закон, о котором говорят с июля, но текст которого до сих пор не обнародован.
В августе представитель президента Украины в Верховной раде Ирина Луценко сообщила, что в законопроекте, который условно называют «О реинтеграции Донбасса», Россия будет названа «государством-агрессором», а неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей могут быть названы «временно оккупированными территориями». Исходя из таких юридических определений, Киев собирался изменить формат действий в Донбассе (в частности, отменить режим антитеррористической операции и предусмотреть новый порядок задействования силовых структур). А также возложить на Россию ответственность за ситуацию на неподконтрольной Киеву территории.
Ранее украинские чиновники отмечали, что в законопроекте может содержаться раздел о миротворческой миссии ООН. Но в середине сентября зампредседателя Верховной рады, член украинской делегации на переговорах в Минске Ирина Геращенко сообщила, что такого раздела не будет. По ее словам, переговоры об организации миротворческой миссии – это отдельная линия.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин пояснил журналистам, что Киев намерен подать в Совбез ООН не свой проект резолюции, а совместный, подготовленный Украиной и ее западными партнерами. Чиновники в Киеве отмечают, что для объединения усилий необходимо вначале в юридической плоскости зафиксировать то, что украинское руководство озвучивает в политических заявлениях: что ситуация в Донбассе – не внутренний конфликт, а следствие внешней агрессии, что ДНР и ЛНР – не самостоятельные образования. Все это, как планируется, будет зафиксировано в новом законе о реинтеграции. Предполагается, что рассмотрение документа в парламенте состоится в сжатые сроки – до 18 октября.
Дата обусловлена тем, что в этот день истечет срок действия принятого в 2014 году закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Он предусматривал предоставление на переходный трехлетний период широчайших полномочий местным властям в неподконтрольной Киеву части Донбасса. Но при условии избрания новой власти по украинскому законодательству. Дату выборов Верховная рада назначила на декабрь 2014 года, однако в ноябре ДНР и ЛНР провели свои, не согласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик. В марте 2015 года украинский парламент внес изменения в закон, подробно уточнив условия, при которых он вступит в силу. По большому счету речь шла о прекращении боевых действий в регионе и демонтаже системы ДНР/ЛНР. Поскольку этого не случилось, закон не заработал. Представители республик требовали от Киева утвердить особый статус ДНР и ЛНР без предварительных условий. Это решение, по их словам, привело бы к прекращению войны. В Минске несколько раз предпринимались попытки обсудить те или иные варианты признания ДНР и ЛНР, однако украинская делегация отказывалась их рассматривать.
Накануне очередной встречи в Минске в Совете Федерации РФ состоялся круглый стол на тему «Последний рубеж: что произойдет в связи с завершением действия закона Украины об особом статусе Донбасса 18 октября». Глава парламента ДНР, представитель республики на переговорах в Минске Денис Пушилин отметил, что следует добиваться от Киева признания особого статуса Донбасса: «Единственным путем политического решения (конфликта. – «НГ») является предоставление республикам особого статуса». В том случае если закон «Об особом порядке» не будет введен в действие и пролонгирован, а, напротив, утратит силу 18 октября, то всему процессу мирного урегулирования будет нанесен серьезный ущерб. К сожалению, представители Украины делают все возможное, чтобы саботировать его реализацию, на протяжении трех лет они затягивали процесс, доведя ситуацию до нынешнего кризиса».
В то же время глава ДНР Александр Захарченко сказал журналистам, что не верит в уступки со стороны Киева, поскольку решение политических вопросов в тех рамках, на которых настаивают республики, невыгодно украинской власти. «Особый статус (Донбасса. – «НГ») означает конец режима Порошенко. Потому продление закона будет максимально тормозиться», – сказал Захарченко.
По данным соцопросов, в украинском обществе есть запрос большинства на мирное урегулирование конфликта, но не ценой любых уступок. Проведенный ранее Институтом Горшенина опрос показал, что украинцы не принимают те политические решения, которые привели бы к легализации ДНР и ЛНР. Недавний опрос фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива подтвердил, что большинство в Украине – против особого статуса ДНР и ЛНР. При этом одинаковое число граждан – по 18% – выступают либо за силовой сценарий возвращения Донбасса под контроль Киева, либо за любые компромиссы в обмен на мир. Остальные считают необходимым урегулировать конфликт дипломатическим путем, но тщательно взвешивать каждый шаг с точки зрения украинских интересов.
Независимая газета. 02.10.2017