Конфликт на внутренних границах ЕАЭС: бессмысленный и затратный
Ринат Файзулин
Киргизско-казахстанское противостояние, увы, продолжается. Недовольство президента Киргизии Алмазбека Атамбаева тем, что во время предвыборной кампании президент Казахстана принял основного кандидата от оппозиции на главный пост в стране Омурбека Бабанова, постепенно переросло в открытый конфликт между двумя странами. Обвинения во вмешательстве во внутренние дела Киргизии, выраженные в некорректной форме, судя по всему, сильно задели казахстанского лидера. И началась «пограничная война», грозящая перерасти в торговую.
Граница между двумя соседями вдруг стала труднопроходимой. Люди жалуются, что часами не могут перебраться на сопредельную сторону, причем как пешеходы, так и водители автомобилей, особенно грузовиков и особенно тех, что везут скоропортящиеся товары.
Обвинения киргизской стороны, что соседи намеренно создают трудности, были отвергнуты. Объяснение простое – усиление мер безопасности, потому и снизилась скорость пересечения границы. Тем более что перед выборами сам президент А.Атамбаев объявил о террористической угрозе и возможной попытке силового захвата власти и даже на саммит глав стран СНГ по той же причине не полетел. При этом стоит отметить, что Н.Назарбаев публично или через прессу никак не отреагировал на оскорбления киргизского коллеги, хотя не затронуть его самолюбия они не могли.
Киргизский и казахстанский премьеры Сапар Исаков и Бакытжан Сагинтаев 18 октября в Астане, как сообщалось, «рассмотрели вопросы, касающиеся пограничного, транспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, таможенного и налогового администрирования с учетом соответствующих норм и правил ЕАЭС и ВТО». Но по ситуации на границе никаких решений не было принято.
Ситуацию усугубил А.Атамбаев, громко заявив, что Киргизия не нуждается в 100 млн долларов помощи от Казахстана в рамках ЕАЭС на создание и модернизацию ветеринарных и иных лабораторий, которые необходимы для сертификации продукции, предназначенной на экспорт, а также на другие действия по усилению экспортного потенциала республики.
Мало того, соответствующее решение было проведено через парламент, который 25 октября денонсировал договор между двумя странами. При этом весь процесс принятия решения шел за закрытыми дверями, 108 из 120 депутатов проголосовали за денонсацию.
В свою очередь, премьер-министры двух стран повторно встретились 24-25 октября на последнем заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване, но положительных итогов не добились. Дорожная карта, которую они намеревались подписать, предполагалась как инструмент регулирования многих вопросов, которые касаются «исполнения сторонами транспортного, ветеринарного, фитосанитарного контроля на казахстанско-кыргызстанской границе». Но – увы!
«Ситуация на границе возникла из-за недоразумений в предвыборный период. Сейчас продолжается нагнетание обстановки. Пока Алмазбек Атамбаев у власти – изменений не будет. Он многое говорил, но извинений не последовало» – такой прогноз дает казахстанский эксперт Жаксылык Сабитов. По сути, глава Киргизии создал и оставляет своему преемнику большую проблему.
Зульфия Марат, известный в Киргизии общественный деятель, в свою очередь полагает: «Во время скайп-конференции в Институте IWPR с Жаксылыком Сабитовым, ведущим экспертом Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана, он заявил, что отношения между Кыргызстаном и Казахстаном немедля нормализуются сразу после инаугурации нового президента. Более того, последние слова главы правительства Казахстана Сагинтаева, который обвинил Киргизию в провозе через территорию Казахстана «серого импорта», он оценил как слова, должные прозвучать в этой ситуации, и не более. Субъективные факторы, в сущности, с его точки зрения, как я его поняла, преобладают по силе и мощи в процессах необходимости интеграции ЕАЭС. Правда, не уточнил, будет ли так всегда или лишь на начальном этапе».
К слову, казахстанский премьер не открыл тайны. Киргизия еще до создания Таможенного союза и ЕАЭС занималась перепродажей китайских товаров, пользуясь тем, что была единственной страной бывшего СССР, которая вступила в ВТО, где уже был Китай. По мнению З.Марат, следует в рамках ЕАЭС отрегулировать вопросы перемещения киргизских товаров через Казахстан. При этом сами киргизские власти признают наличие проблемы, но не только для своей страны, но и для соседнего Казахстана. В заявлении правительства КР говорится, в частности, что проблема «серого импорта» актуальна и для Казахстана, поэтому предложено «решить проблемы путем внедрения единого механизма прослеживаемости и маркировки товаров в рамках ЕАЭС».
«Ситуацию можно исправить, она немного затянулась, потому что обе стороны ищут возможности и решить проблему, и сохранить лицо. Проблема в том, что человек, который с нашей стороны мог бы разрулить ситуацию, вступит в должность только 1 декабря, то есть я имею в виду избранного президента Сооронбая Жээнбекова. С нынешним президентом Назарбаев вряд ли захочет общаться, а новый глава государства - все же новый руководитель, избранный народом», – считает киргизский политолог Мурат Суюнбаев.
Однако ситуация, возможно, не такая уж оптимистичная. Ведь избранный президент Жээнбеков и премьер-министр Исаков в глазах казахстанского лидера все равно являются людьми Атамбаева, его ставленниками. А.Атамабев уже объявил, что, возможно, ему придется обратиться в управляющие органы ЕАЭС, чтобы они повлияли на Астану. Власти через подконтрольную им газету «Вечерний Бишкек» озвучили, можно сказать, угрозы в адрес экономического союза в случае, если его управляющие органы не повлияют на Н.Назарбаева. «Если ситуация не встанет на нормальные рельсы и сообщение, в том числе торговое, не наладится, то Кыргызстану придется пересматривать всю логистику собственной экономики, разворачивать ее в сторону Южной Азии. Как раз то, к чему в свое время призывали самые ярые противники присоединения нашей республики к ЕАЭС», – говорится в одной из статей «Вечерки».
Там же утверждается, что в случае негативных решений в рамках ЕАЭС Киргизия может развернуть свою экономику и внешнюю политику в сторону Китая и США. В частности, упоминается железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан–Иран, так называемый железнодорожный Шелковый путь, который в случае реализации станет конкурентом Транссибирской магистрали. Также говорится и о том, что есть вариант возвращения американской военной базы, выведенной из страны несколько лет назад.
Откровенно говоря, это похоже на политический шантаж. Между тем резкая смена внешнеполитического вектора неприемлема, на наш взгляд, уже потому, что если Киргизия бросится в объятия могучего восточного соседа, то как государство может просто исчезнуть. Достаточно сказать, что уже почти 3,5 млрд внешнего долга страны из примерно 4,5 млрд приходится на Китай. Если же говорить о США, то никакой экономической составляющей во взаимоотношениях Бишкека и Вашингтона нет, одна политика. Вдобавок тот же Китай будет косо смотреть на вновь появившуюся военную базу США.
Реальность такова, что Казахстану и Киргизии крайне необходимо спокойно, без лишних эмоций сесть за стол переговоров и найти развязки возникших противоречий, тем более что реальные инструменты урегулирования ситуации у них имеются. А руководящим органам Евразийского союза надо помочь двум братским странам вернуть утраченное взаимопонимание.
Ритм Евразии. 28.10.2017