Эксперт о санкциях РФ к КНДР: изобретательные корейцы пересядут на волов
В понедельник, 16 октября, российский президент Владимир Путин подписал Указ во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН о санкциях против Северной Кореи. По словам руководителя Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, профессора Георгия Толорая, многие наши компании уже свернули свой бизнес в КНДР. В результате – в стране начался острый дефицит бензина. Но корейцы - очень изобретательные. Они пересели из легковушек на велосипеды, кое-где появились машины, работающие на дровах, а скоро вместо грузовиков по дорогам поедут подводы, запряженные волами.
– В Указе президента речь идет о резолюции Совбеза ООН от 30 ноября прошлого года, которая была принята в ответ на ракетно-ядерные испытания КНДР. Почему Россия так долго ждала, прежде чем ввела санкции, надеялись, что Пхеньян одумается?
– Никакой политической подоплеки тут нет, просто так работает наш государственный аппарат. Пока пройдут все согласования, все подпишут, юридические службы посмотрят, так и год пройдет.
– Но в сентябре 2017 года была принята СБ ООН уже новая резолюция еще более ужесточающая санкции, эти меры пока не вошли в юридическую силу в России?
– Пока нет, ждите следующего указа через год. Но фактически санкции уже действуют. Многие российские компании сворачивают свой бизнес в КНДР, опасаясь санкций в отношении себя на международном уровне.
– В указе президента сказано, что не разрешается поставлять в КНДР вертолеты и морские суда, а нашим компаниям запрещается покупать медь, никель, серебро и цинк. Все эти меры больно ударят только по экономике Северной Кореи или на нашей экономике тоже скажется?
– Ущерб для обеих сторон. На Дальнем Востоке немало компаний, которые вели бизнес с КНДР: закупали там редкие металлы, медь, никель, и поставляли туда нефтепродукты. Теперь они сворачивают свою деятельность, многие даже вынуждены закрыться – уходят с рынка.
Конечно, потери КНДР от санкций с нашими не сравнить, там они могут привести к гуманитарной катастрофе. Но главное – политический курс руководства страны в отношении разработок ядерного оружия это не изменит, скорее, даже подхлестнет наращивать гонку вооружений. А народ безусловно будет страдать.
– Как жизнь в условиях экономический санкций сказывается в быту?
– Я недавно был на северо-востоке Северной Кореи, и не мог не заметить, что в городе на заправках почти совсем нет бензина. Свободно он не продается, только по блату, для особо важных людей. Мне объяснили это тем, что раньше поставки шли из России, а сейчас наши фирмы опасаются рисковать. Вследствие этого транспорт подорожал в 2 с лишним раза, а скоро, говорят, он вообще встанет. Правда, корейцы очень изобретательны, многие уже сейчас пересаживаются на велосипеды, ну а грузы, по-видимому, будут возить на волах. Кстати, видел там машины, работающие на дровах, такие были в 50-е годы.
– Как же они работают?
– Сзади стоит дровяная печь, в котле кипит вода, и машина едет. Еще очень бросается в глаза, что многие люди остались без работы, встали шахты, которые добывали уголь. В порту скопились огромные горы угля, раньше он шел на экспорт – сейчас нельзя. Встали рудники, так как редкие металлы из КНДР экспортировать нельзя. Остановилась вся текстильная промышленность. Ткани, фурнитуру и лекала поставляли китайцы, в Северной Корее очень дешевый рабочий труд, поэтому Китаю было выгодно шить там, а потом вывозить готовую одежду и поставлять на Запад. Так отшивались многие западные бренды. Но теперь несколько сот тысяч женщин, занятых в легкой промышленности, остались без работы. И рыбаки тоже, потому что морепродукты на экспорт не идут. Скоро, боюсь, в стране может начаться голод.
Беседовала Елена Березина
МК.ru. 16.10.2017