Узбекистан и Киргизия разморозили отношения
Виктория Панфилова
Президенты Киргизии и Узбекистана Алмазбек Атамбаев и Шавкат Мирзиеев, прибывший с визитом в Бишкек, подписали совместное заявление по развитию двусторонних отношений и договор по демаркации и делимитации киргизско-узбекской границы. Визит узбекского лидера в Киргизию проходит на фоне девальвации узбекской валюты. 5 сентября Центральный банк Узбекистана объявил о едином валютном курсе, который был установлен на уровне 8100 сумов за 1 долл. Этот шаг актуален для бизнеса, ориентированного на экспорт. Не случайно Шавката Мирзиеева сопровождает внушительная делегация узбекских предпринимателей.
«Я рад приветствовать вас на кыргызской земле. Без ложной скромности хочу сказать, что визит Шавката Мирзиеева – исторический для наших народов. Они ждали этого больше 20 лет. Этот визит снимет многие вопросы и фактически открывает новую эру, новую эпоху в отношениях между нашими братскими народами», – сказал Атамбаев на встрече с Мизиеевым в резиденции Ала-Арча.
Впрочем, стоит вспомнить, что первый президент Узбекистана Ислам Каримов дважды посещал Бишкек – в 1991 году и в сентябре 2000 года. Этот факт свидетельствует о сложных отношениях двух стран, выбравших разные пути развития. Изменить взаимоотношения в регионе решился Ташкент. Шавкат Мирзиеев в ответном слове заметил: «Было много вопросов между Киргизией и Узбекистаном, которые годами, за 20–25 лет вроде бы решались, но не так, как нужно было для дружеских народов». Он напомнил, что в декабре 2016 года в Самарканде состоялась первая встреча с Атамбаевым: «Дух самаркандской встречи положил начало новым взаимоотношениям, и мы стали сотрудничать, разговаривать, решать вопросы, чего народы наших двух стран годами ждали». Он назвал встречу и переговоры с главой Киргизии «историческим днем, так как сегодня мы подписываем (договор) о границе»: «Это воля двух руководителей превратить границу в границу дружбы».
«Ташкент взял курс на сближение с соседями по региону. Узбекистану уже удалось выстроить партнерские отношения с прицелом на будущее и хорошими перспективами с Казахстаном и Туркменистаном. Таджикистан и Киргизия – это две страны, в отношениях с которыми накопилось много проблем. Из этих двух стран выбор был сделан в пользу Киргизии. Почему? Экспортеры Узбекистана поднимают вопросы сотрудничества. Для узбекского экспорта нужно открывать границу. Киргизский рынок хоть и не самый емкий, но узбекская продукция может занять там определенную нишу – начиная от текстиля, мебельной продукции и заканчивая автомобилями», – сказал «НГ» узбекский экономист Бахтиер Эргашев. Однако, по его словам, в узбекском экспертном сообществе звучит вопрос, почему визит президента не перенесли на более позднее время, когда в Киргизии будет избран новый глава государства? То, что Мирзиеев решился на поездку сейчас, может косвенно свидетельствовать о том, что Атамбаев в той или иной форме останется у власти и будет гарантировать выполнение подписанных соглашений. Тем более что остаются неописанными более 200 км узбекско-киргизской границы, самые проблемные участки, которые потребуют трудной работы. «Желание дружить с соседями – хорошее желание. Узбекистан действительно хочет открываться и открывать для себя рынки соседних стран, хочет решать вопросы», – отметил Эргашев.
Этот же вопрос: почему визит Шавката Мирзиеева состоялся именно сегодня, задают и в Бишкеке. «Элиты определились с кандидатурой премьер-министра, который с 2018 года будет более важной фигурой в стране, по крайней мере в экономике. Поэтому в повестке визита переговоры Шавката Мирзиеева с главой киргизского правительства Сапаром Исаковым, который до назначения определял внешнюю политику Киргизии в администрации президента. Согласно азиатской традиции иерархия нарушена, но, видимо, взят вектор на прагматичность», – сказал «НГ» киргизский эксперт Кубат Рахимов.
«Визит призван также дать импульс развитию всей Ферганской долины, особенно приграничным областям. Немаловажен аспект региональной безопасности, демаркации и делимитации границ: судя по всем признакам, Ташкент и Бишкек существенно продвинулись в решении этого вопроса и не исключено, что в ближайшие год-полтора выйдут на финишную прямую. Пока подписан промежуточный договор, но он очень важен для дальнейшего движения», – считает Рахимов.
Он также отметил, что визит Мирзиеева совпал с объявлением девальвации национальной валюты: «Это шаг, о котором говорилось более 15 лет. В этом есть плюсы и минусы для экспортеров Киргизии, которые поставляют товары в Узбекистан. Торговля с Узбекистаном велась по усредненной формуле. На стабилизацию рынка потребуется время. Это означает, что ряд позиций узбекского импорта и киргизского экспорта переживет падение. Но это временно», – считает Рахимов.
Для Узбекистана девальвация валютного рынка – закономерный итог работы правительства за последний год. Административное регулирование валютного обращения создавало малоэффективную систему льгот и преференций для отдельных отраслей, компаний и, как отмечается в указе президента, мешало привлечению инвестиций и росту экспорта. Главное, как считает Эргашев, «посыл для экспортоориентированного бизнеса – обязательной продажи экспортной выручки не будет для всех предпринимателей, всех форм собственности». До августа нынешнего года они были обязаны конвертировать 25% поступлений в сумы по официальному курсу, купить же валюту можно было только на бирже. «Теперь квазифискальный инструмент изъятия долларов у экспортеров и бизнесменов ликвидирован», – сказал экономист.
Но у либерализации есть и минусы. «Нас ожидает социальный шок. Разработчики программы предусмотрели меры по снижению издержек для населения при переходе валютного курса от административного к рыночному. При некоторых операциях остается прежний курс, по которому будут работать сотовые, транспортные компании. Будут работать с импортерами, чтобы не завышали цены на продовольствие. Но в большей степени этот указ актуален для бизнеса, ориентированного на экспорт. Этот указ работает на них и поддерживает их интересы», – резюмировал Бахтиер Эргашев.
Независимая газета. 06.09.2017