Украина проводит курс на сохранение конфликта в Донбассе
Сергей Жильцов, доктор политических наук
Тема проведения в Донбассе миротворческой операции вновь востребована украинскими политиками. В начале сентября украинский президент Петр Порошенко, выступая перед депутатами Верховной рады, высказался за размещение голубых касок ООН, отметив, что они могут оказать содействие в разрешении конфликта.
Это не первый случай, когда украинская сторона инициирует рассмотрение вопроса о направлении миротворцев в зону конфликта. Начиная с 2014 года в Киеве периодически обсуждалась данная проблема. Как правило, по времени это совпадало с каждым периодом военной неудачи и обострением политической ситуации. Неспособность предложить механизм реального разрешения конфликта в Донбассе усиливало желание Киева заручиться поддержкой по этому вопросу западных стран. Одновременно Киев стремился привлечь к разрешению конфликта в Донбассе международные организации, в первую очередь ООН. Украинская сторона инициировала несколько обращений в эту международную организацию, обсуждая возможные проекты резолюций и вероятность принятия решения Советом Безопасности по данному вопросу. Наконец Киев пытался взаимодействовать с ЕС и ОБСЕ, которые не имеют опыта и возможности для проведения подобных операций.
Различные варианты проведения миротворческих операций не получали своего практического воплощения. Стороны расходились не только в формулировке, но и в согласованности численности голубых касок, их вооружении. Киев отказывался взаимодействовать с ЛНР и ДНР, что фактически делало бессмысленным обсуждение проведения миротворческих операций. Тем не менее украинская сторона активно продвигает идею появления в зоне конфликта миротворцев, рассматривая это в качестве первого шага по возвращению региона под свой контроль и восстановлению территориальной целостности украинского государства. При этом Киев настаивает, что миротворцы должны размещаться не только на линии разграничения конфликтующих сторон, но и на российско-украинской границе. Подобный вариант не поддерживается Россией и не находит одобрения в ЛНР и ДНР. Россия настаивает на выполнении положений Минских соглашений, в которых четко прописаны этапы разрешения конфликта.
В начале сентября 2017 года российский президент Владимир Путин назвал условия, которые необходимо соблюдать для появления миссии в Донбассе. Прежде всего миротворцы могут встать на линии разграничения и осуществлять охрану миссии ОБСЕ в регионе. При этом российский президент отметил наличие контакта Киева с представителями народных республик. В частности, присутствие миротворцев возможно только с согласия двух сторон. Это подразумевает, что ЛНР и ДНР должны быть признаны Киевом и стать полноправными участниками переговоров. Однако подобная возможность категорически отвергается украинскими властями, которые не признают власти самопровозглашенных республик.
В отсутствие прогресса в разрешении конфликта украинские политики активно обсуждают различные проекты реинтеграции, ожидая принятие соответствующего закона. В настоящее время проект соответствующего закона проходит обсуждение в Совете национальной безопасности и обороны Украины. Украинские политики предлагают отказаться от понятия «антитеррористическая операция» и создать легитимные основания для использования вооруженных сил Украины.
Проведение миротворческой операции способствует разрешению конфликта и препятствует возобновлению боевых действий. На первом этапе речь может идти об отведении сторонами тяжелой техники и обеспечении безопасности миссии ОБСЕ, представители которой работают в зоне конфликта. Однако позиция украинских властей, которая сформировалась в последние годы, не позволяет рассчитывать на подобное развитие событий. Более того, Киев не особенно и заинтересован решать конфликт в Донбассе мирными средствами.
Реальное разрешение конфликта в Донбассе не входит в планы Порошенко и остальных политических партий, которые занимают жесткую позицию по отношению к ЛНР и ДНР. Приближается избирательная кампания по выборам президента Украины. Петр Порошенко намерен выдвигать свою кандидатуру на второй срок и стремится заручиться поддержкой западных стран. Соответственно громкие заявления о необходимости размещения миротворческой операции направлены на повышение своего рейтинга и получения поддержки среди избирателей. Сложно ожидать, что украинские политики, которые в большинстве занимают жесткие позиции по отношению к ЛНР и ДНР, изменят риторику.
Введение миротворцев, если допустить такое развитие ситуации в зоне конфликта, не гарантирует восстановления территориальной целостности, на чем акцентируют внимание в Киеве. Привлечение миротворцев ООН может стать шагом, который по крайней мере может способствовать решению конфликта в Донбассе. Однако миротворческая операция в лучшем случае заморозит конфликт, открыв дорогу длительным переговорам. Такие «мелочи» не интересуют Киев, который не торопится выполнять подписанные ранее договоренности и инициирует расширение участников разрешения конфликта за счет западных стран и международных организаций, рассматривая их в качестве инструмента давления на Россию.
Независимая газета. 12.09.2017