Сопряжение ЕАЭС и проекта "Один пояс - один путь" должно быть многовекторным
Сопряжение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы "Один пояс - один путь" должно быть многовекторным и не ограничиваться только масштабными инфраструктурными проектами. К такому выводу пришли эксперты 18 сентября на совместной конференции Международного дискуссионного клуба "Валдай" и Ассоциации общественной дипломатии Китая "Один пояс и один путь: новая опора российско-китайского партнерства".
По мнению заведующего отделом экономической теории ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергея Афонцева, развитию полноценного сопряжения китайской инициативы и ЕАЭС препятствуют несколько факторов. Первый фактор - интерпретация проекта "Один пояс - один путь" как преимущественно инфраструктурного. "Строительство железных дорог, шоссе, транспортно-логистических центров, трубопроводов - это очень важно, но это нельзя рассматривать как единственный компонент этой инициативы", - убежден он.
"Второй барьер заключается в том, что на уровне межгосударственных дискуссий на переднем плане оказываются крупные и крупнейшие проекты с участием государственных компаний. Это проекты, требующие многомиллиардных инвестиций, решений на уровне политического руководства стран", - полагает Афонцев. В то же время, отметил он, деловые круги способны не менее эффективно идентифицировать возможные точки сопряжения.
По мнению эксперта, невостребованным пока остается и потенциал сотрудничества в высокотехнологичной сфере, в частности, в области совместной разработки такого типа продукции для ее реализации на внешних рынках. "Это реальная возможность для российской стороны обеспечить решение приоритетной задачи повышения доли несырьевой продукции в экспорте, для китайской стороны - еще больше расширить свой экспортный потенциал за счет производства принципиально новых товаров, кастомизированных под конкретные рынки ЕАЭС и стран-партнеров ЕАЭС", - подчеркнул он. По словам Афонцева, это направление сопряжения особенно перспективно в свете "возможностей, которые в настоящее время открываются в связи с тем, что ЕАЭС готовит ряд соглашений о свободной торговле с третьими странами".
Дальневосточный вектор
По мнению вице-президента Китайского института международных исследований Жуань Цзунцзэ, Дальний Восток является одной из наиболее перспективных площадок для реализации совместных проектов. Приграничное сотрудничество РФ и Китая в этом регионе, убежден он, позволит получить выгоды от сопряжения не только странам ЕАЭС и Китаю, но и другим государствам Азиатско-Тихоокеанского региона.
"Углубление сотрудничества приграничных территорий очень важно, это площадка для развития нашей инициативы "Один пояс - один путь", - солидарен с экспертом бывший посол КНР на Украине Чжан Сиюнь.
Информационное сопряжение
Как отметил Чжан Сиюнь, большую роль в сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы призваны играть СМИ. В свою очередь программный директор Фонда клуба "Валдай" Тимофей Бордачев обратил внимание на ожидаемый в этом году запуск вещания российского телеканала "Катюша" в Китае. "Это является достаточно революционным событием для китайского рынка СМИ, и, конечно, российская сторона очень ценит, что Китай, традиционно внимательно относящийся к любым формам иностранных СМИ на своей территории, здесь в отношении России сделал исключение", - подчеркнул эксперт.
Инициатива создания Экономического пояса Шелкового пути (в Китае ее также называют "Один пояс - один путь") была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Этот проект нацелен на создание транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Центральной, Восточной, Южной Азии и Европы для интенсификации научно-технического сотрудничества и углубления экономического взаимодействия между государствами.
В 2015 году Россия и Китай подписали декларацию о сопряжении развития ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В настоящее время стороны обсуждают детали сотрудничества. В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
ТАСС. 18.09.2017