Сербия и Косово примериваются к примирению
Сербия и Косово начинают решающий этап диалога, который призван привести к полной нормализации отношений между ними. Это откроет для Белграда и Приштины путь в ЕС, но прежде сербским и косовским властям придется убедить соотечественников в принятии компромисса, который будет болезненным для обеих сторон. Президент Косово Хашим Тачи заранее пообещал вынести окончательное решение о примирении с Белградом на референдум. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
О начале завершающего этапа переговоров с целью нормализации отношений между Сербией и Косово стало известно после встречи их президентов Александра Вучича и Хашима Тачи, состоявшейся в конце минувшей недели в Брюсселе под эгидой главы дипломатии ЕС Федерики Могерини. «Это новая фаза переговоров, завершающий этап диалога о нормализации отношений и примирении двух наших государств и народов»,— объявил Хашим Тачи, добавив, что результатом обсуждения должно стать «окончательное соглашение», которое бы «поставило точку в вековой вражде, а Сербию и Косово приблизило к членству в ЕС».
Александр Вучич также признал запуск переговоров «о долгосрочных отношениях сербов и албанцев», но был более сдержан в оценках. «У нас есть небольшой шанс решить историческую проблему между сербами и албанцами, и мы должны этим воспользоваться»,— сказал он.
Сдержанность сербского лидера источник “Ъ” в западных дипломатических кругах на Балканах объяснил тем, что «Белграду в конечном итоге придется признать факт независимого существования Косово». «Детали окончательного соглашения еще предстоит утрясти, но его суть ясна уже сейчас: сербы должны получить реальную автономию на севере Косово и защиту своих прав и культурных ценностей на остальной его территории,— пояснил собеседник “Ъ”.— Ни о каком разделе Косово, а тем более сохранении его или его части под контролем Белграда речь не идет».
Исходя из этого, будущее соглашение окажется явно болезненным для Сербии. И власти в Белграде это понимают. Неудивительно, что летом Александр Вучич инициировал общенациональное обсуждение ситуации с Косово с целью решить коллективно эту болезненную для сербов проблему и снять ключевое препятствие для вступления в ЕС. Свою инициативу президент объяснил так: «Легко сказать: боритесь за Косово. Но это нас всегда вело к войне. Я же хочу пойти иным путем — откровенно поговорить о разрешении конфликта». По словам господина Вучича, его не смущает, что сербы пока не готовы к болезненному компромиссу (см. “Ъ” от 9 августа).
Непростые решения предстоит принять и властям в Приштине. В первую очередь реализовать договоренность о создании в Косово сообщества сербских муниципалитетов. Албанские власти также решили заранее разделить ответственность с народом. Хашим Тачи объявил в конце минувшей недели, что окончательное решение о нормализации отношений с Белградом «после его одобрения представителями партий, гражданского общества, СМИ, религиозными общинами» будет вынесено на всенародный референдум.
Двигаться в направлении будущего соглашения сербский и косовский лидеры, по сути, уже начали. На той же встрече в Брюсселе Александр Вучич и Хашим Тачи обязались до 17 октября предпринять «окончательные шаги» по реализации достигнутой ранее договоренности о правосудии. «Тем самым судьи, прокуроры и весь персонал судов будут полностью включены в косовское правосудие»,— разъяснила Федерика Могерини, добавив, что прежде всего это относится к «региону Митровицы» на севере Косово, где большинство составляют сербы.
Отдельное «домашнее задание» от ЕС получило Косово — срочно избрать новое правительство по итогам состоявшихся еще в июне выборов. Очередная попытка будет предпринята уже на этой неделе. Предполагается, что новым косовским премьером станет бывший полевой командир Рамуш Харадинай. Для этого он, по некоторым данным, заручился поддержкой десяти сербских депутатов косовского парламента, а Белград под нажимом Запада это решение одобрил, хотя не раз называл Рамуша Харадиная военным преступником. Но сегодня Сербия заинтересована в скорейшем формировании косовского правительства, так как без этого невозможен ее активный диалог с Приштиной. А значит, и продвижение в направлении ЕС.
Коммерсант. 04.09.2017