Рост ВПК и предупреждение «майдана»: чем вызваны планы по реформированию армии Белоруссии
Вадим Долинин
Завершившиеся совместные учения Москвы и Минска «Запад-2017» подтвердили тенденцию в экономике Белоруссии, а именно увеличение роли военно-промышленного комплекса. В вооруженные силы страны поступает все больше собственных разработок. Одновременно готовится ряд законодательных изменений — речь идет о нормах, определяющих задачи, стоящие перед армией. Функции военных могут существенно расшириться. Эксперты утверждают, что белорусы приветствуют меры, которые способны свести к нулю вероятность проведения в Минске госпереворота по украинскому сценарию. О сути предлагаемых реформ — в материале RT.
В Белоруссии идет законотворческая работа, цель которой — закрепить в законодательстве особый статус Вооруженных сил (ВС) государства. 21 июня Палатой представителей (нижней палатой) парламента в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обороны». Документ был представлен президентом еще в феврале. Его задача — привести законодательство страны об обороне в соответствие с положениями новой Военной доктрины, утвержденной 20 июля 2016 года. В случае принятия законопроект внесет изменения и дополнения сразу в восемь законов Белоруссии.
Инициатива, в частности, предусматривает совершенствование системы военного планирования и воинского учета, правоотношений в части заключения контрактов о прохождении военной службы. Проект предписывает создание условий для более эффективного использования инфраструктуры государства в целях обеспечения его защиты, уточнение задач ВС с учетом характера современных военных конфликтов.
Как считает эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Егор Лебедок, законопроект прямо способствует усилению политической роли ВС Белоруссии. «В случае принятия законопроекта одним из назначений ВС, причем в мирное время, будет обеспечение военной безопасности и вооруженной защиты конституционного строя. Дополнительной к существующим задачам ВС, также мирного времени, будет участие в локализации и пресечении внутреннего вооруженного конфликта», — пишет эксперт.
По мнению Егора Лебедка, дополнение задач ВС вооруженной защитой конституционного строя может быть использовано в перспективе для подавления потенциального вооруженного конфликта (внутреннего или инспирированного извне). Принятие законопроекта принесет и другие существенные изменения. Во-первых, дополнительные функции дают военным возможность претендовать на увеличение финансирования своей деятельности (в том числе и за счет других силовых структур). Во-вторых, Вооруженные силы приобретают особый политический статус. «Они могут быть использованы для наведения конституционного порядка, например, президентом при выходе из подчинения МВД, КГБ или при внутренних массовых беспорядках. Более того, эта задача позволяет Вооруженным силам законным образом проявлять инициативу в случае антиконституционных действий президента, к которым, например, относится масштабная фальсификация выборов. В особых условиях — это формальная основа прихода к власти военных», — резюмирует Лебедок.
Впрочем, в современной Белоруссии не приходится рассуждать о каких-либо действиях армии против президента. Общество вполне сплоченно, а силовые структуры хорошо управляемы, так что вероятность «латиноамериканского сценария» (прихода к власти военных) здесь крайне мала.
Однако конкуренцию многочисленных силовых структур (в Белоруссии их 16), в том числе за бюджетное финансирование и президентское внимание, никто не отменял.
«В нынешнем году белорусские военные эту конкуренцию явно выигрывают. В первую очередь — благодаря учениям «Запад-2017», которые привлекли всеобщее внимание в белорусском обществе, — сказал в комментарии RT политолог Антон Платов. — Кроме того, чисто психологически значимость военных выросла после начала драматических событий на Украине. Рядовые белорусы очень боятся их повторения у себя, боятся «майдана» на своей земле».
«В этой ситуации надежная армия, способная предотвратить беспорядки, неизбежно получает общественные симпатии. А КГБ и МВД рассчитывать на то же самое не приходится, их воспринимают иначе. Это особенность психологии масс», — считает политолог.
Военно-промышленная самостоятельность
Второй аспект усиления роли военных в Белоруссии — это значимость военно-промышленного комплекса в экономике страны. А она в последнее время растет все быстрее. Если в прежние годы белорусская армия была вооружена исключительно советским и российским оружием, то сейчас в нее поступает больше собственных разработок, в том числе созданных совместно с другими государствами — здесь выделяется кооперация с Украиной и Китаем. Сотрудничество с Россией, наоборот, сокращается. В последние годы РФ в целом стремится к тому, чтобы компоненты отечественных вооружений разрабатывались и производились внутри страны. Соответственно, роль белорусских предприятий в российском оборонном заказе снижается, и эти компании ищут новых заказчиков в других странах.
В результате диверсификация военно-технического сотрудничества Белоруссии с зарубежными странами стала долговременным трендом и официально объявленной промышленной политикой. Так же, как и создание собственного производства отдельных систем вооружения и военной техники, имеющих существенное значение для национальной обороны.
«Официальный Минск в течение последнего десятилетия последовательно расширяет географию сотрудничества в области ВПК. И одновременно стремится снижать зависимость от российских поставок продукции оборонного назначения там, где это имеет рациональное обоснование (экономическое или технологическое). Кроме того, политически важен и сам факт наличия партнёров помимо России в столь чувствительной сфере, как производство вооружения», — пишет аналитический ресурс Belarus in Focus.
Недавно белорусская официальная газета «Звязда» сообщила, что 30% всех видов военной техники, представленных на военном параде 3 июля в Минске, были произведены или модернизированы внутри страны.
Между тем, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в 2012—2016 годах Белоруссия экспортировала собственного оружия на $625 млн.
Большое количество новых образцов белорусского вооружения и военной техники было показано весной на прошедшей в Минске выставке MILEX-2017. А уже осенью они были проверены в ходе маневров. На полигоне «Борисовский», где в последний день учений «Запад-2017» побывал Александр Лукашенко, главнокомандующему белорусскими Вооруженными силами показали в действии новейшие танки Т-72Б3 с дополнительной защитой (белорусский вариант глубокой модернизации танка Т-72). Посмотрел президент и на белорусские беспилотные комплексы «Бусел-10» и «Беркут-2», бронеавтомобили МЗКТ 490 100 (V-1) с разными вариантами оснащения, броневик «Кайман», перспективные мобильные средства связи, станции радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами на различных вариантах шасси, модернизированный комплекс управления огнем артиллерии. Всего — более 20 белорусских образцов вооружения, военной и специальной техники.
При этом промышленность страны продолжает разработки, в том числе двойного назначения. На выставке Belagro в июне белорусский концерн «Амкодор» представил трактор Амкодор-5300, который имеет подвижные передние и задние детали рамы и является более мощным, чем модели МТЗ. Эти особенности делают его важным как для обслуживания военных аэродромов, так и в качестве платформы для перевозки тяжелых артиллерийских и ракетных систем.
Перспективы сотрудничества
В Белоруссии сегодня говорят о том, что российская сторона очень заинтересована в 558-м белорусском авиационном ремонтном заводе (АРЗ), расположенном в Барановичах.
Еще в 2014 году российская Объединенная авиастроительная корпорация заявила о готовности приобрести долю в 558-м АРЗ и интегрировать его в свой бизнес.
В дополнение к новым перспективам развития белорусскому заводу были обещаны заказы на ремонт российских учебных самолетов Як-130 и капитальный ремонт истребителей для других стран.
Стоит отметить, что 558-й АРЗ, наряду с компанией «Аэросистема», является ведущим белорусским производителем электронных военных систем — об этом пишет белорусский аналитик Сергей Богдан на сайте Ostro.by.
Обе компании успешно продают свою продукцию. Например, 558-й АРЗ установил свои электронные военные системы на многочисленных казахстанских тяжелых истребителях Су-27 и штурмовиках Су-25, которые завод начал модернизировать в конце 2000-х годов.
RT. 22.09.2017