Приднестровье кормят и Россия, и Евросоюз
Светлана Гамова
В текущем году экспорт Приднестровья в Россию увеличился вдвое, сообщил «НГ» президент Приднестровья Вадим Красносельский, на ее долю приходится 13% от общего объема. Рост произошел в том числе за счет одежды известных европейских брендов, которую шьют в Приднестровье для россиян. Непризнанная республика продает товары 70 странам мира, но больше всего у нее покупает Евросоюз – 35%. Брюссель создал для Приднестровья беспошлинный торговый коридор. А Россия помогает тем, что не берет у региона деньги за потребляемый российский газ (за четверть века – почти 6 млрд долл.).
Приднестровье, несмотря на экономическую блокаду со стороны Молдавии и Украины, начало активно торговать. Главным торговым партнером непризнанной республики стал ЕС.
По инициативе Брюсселя, сообщил «НГ» лидер Приднестровья Вадим Красносельский, ранее состоялись прямые (без Кишинева) переговоры ЕС с Тирасполем. В результате Приднестровье, как и Молдавия, оказалось в свободной экономической зоне ЕС и пользуется такими же льготами. Приднестровские производители оформляют сертификаты происхождения в Кишиневе и с наклейкой «Сделано в Молдове» отправляют товары в том числе и в Российскую Федерацию.
Напомним, Республика Молдова (РМ) подписала Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Приднестровье, которое не контролируется Кишиневом и более четверти века живет самостоятельной от РМ жизнью, к этому событию не имело никакого отношения. Однако Евросоюз провел с Тирасполем отдельные переговоры, о которых не все известно широкой общественности, и в результате Приднестровье получило право беспошлинной торговли со странами ЕС. Благодаря Брюсселю Кишинев, где приднестровские экономические агенты с 2006 года оформляют таможенные сертификаты, по словам Вадима Красносельского, «практически берет за это копейки». А налоги, объясняет приднестровский лидер, отчисляются в приднестровский бюджет. Его также помогает наполнять Россия, которая не берет у непризнанной республики плату за потребляемый газ. Газовый долг Приднестровья, по разным источникам, составляет 5,8 млрд долл. За газ все же платят – предприятия и население, но собранные средства поступают в республиканский бюджет. Это не сказывается напрямую на конкурентоспособности приднестровских товаров, но помогает властям платить пенсии и зарплаты приднестровцам, поддерживать образование и здравоохранение. Пенсионерам выплачивается еще российское дополнение к социальному пособию – как говорят люди, «путинские» 15 долл. (в пересчете с рублей). Правительство РФ обещало в нынешнем году помочь с финансированием бюджетных организаций, но пока в Тирасполь пришла только добавка к пенсиям.
Тем не менее в Тирасполе отмечают экономический рост – впервые за последние несколько лет. В будущем власти Приднестровья надеются выйти на самоокупаемость. То есть возвратиться на тот уровень, который был в самопровозглашенной республике до 2006 года. До введения экс-президентом РМ Владимиром Ворониным экономической блокады региона Приднестровье жило на свои деньги, которых хватало и на зарплаты, и на пенсии. Приднестровские предприятия в начале 90-х годов прошлого века переоснастили свои заводы и вышли на западный рынок. Молдавские предприятия в это время банкротились и закрывались. В Приднестровье с введением блокады тоже стали затягивать пояса, но предприятия недавно модифицировали в очередной раз. И договорились с Евросоюзом о взаимной торговле. «А что нам было делать, – говорит Вадим Красносельский, – надо было выживать».
Понятно, что ЕС пошел на торговые преференции для Приднестровья, понимая, что у Тирасполя нет иного выхода: Украина закрыла границу для приднестровского транзита, и поставки в РФ практически прекратились, а раньше на них приходилось 90% экспорта. Коридор в ЕС стал единственной возможностью сохранить производство и возобновить экспортные поставки. Некоторые региональные эксперты считают, что ЕС пытается таким образом вернуть регион Молдавии.
«ЕС, открывая Приднестровью зону свободной торговли, ставит на привлечение экономической элиты (холдинг «Шериф»)», – сказал ранее «НГ» директор киевского Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. «Шериф» будут пытаться втянуть в удобные для ЕС схемы с тем, чтобы потом холдинг принудил власти региона к интеграции с Молдовой», – считает эксперт. По его словам, «Шериф» влияет на принятие властями решений и является вторым после РФ игроком на приднестровском политическом поле.
Но пока регион выживает, наладив отношения с ЕС и сохранив с Россией. Это возможно, так как Евросоюз уже не ставит вопрос категорично: либо ЕС, либо Россия. Кроме того, как сообщил «НГ» президент Приднестровья, в регионе открылись фабрики, где шьют одежду известных европейских брендов. Причем заказчиками являются европейские компании. Готовые изделия экспортируются в Россию. При этом ни ЕС, ни РФ никаких санкционных претензий Тирасполю не предъявляют. Благодаря этому в регионе появились новые рабочие места – около 1,5 тыс. Кроме того на полную мощность заработали собственные предприятия, например, Молдавский металлургический завод (ММЗ) в городе Рыбница, продукция которого отправляется в ЕС. Западные страны покупают в Приднестровье металлопрокат, изделия машиностроения, текстиль, обувь.
Крупнейшими потребителями приднестровской продукции в Европе являются Румыния, Италия и Германия. Это четыре пятых всех поставок из Приднестровья в ЕС. К ним примыкают еще девять стран, с которыми непризнанная республика тоже достаточно активно торгует: Литва, Польша, Чехия, Болгария, Франция, Великобритания, Словакия, Австрия и Латвия.
«В Европе и раньше покупали приднестровский текстиль, изделия Молдавского металлургического завода», – рассказывает «НГ» обозреватель кишиневского «Экономического обозрения» Дмитрий Калак. Он отмечает, что «в отношении Молдовы соглашение об углубленной свободной торговле с ЕС действует с 1 сентября 2014 года, а Приднестровье получила такие права только в 2016 году». Эксперт рассказал, что участие Молдавии, а теперь и Приднестровья в зоне свободной торговли с ЕС никак не мешает их торговле с Россией. «Молдавские производители, торгующие с ЕС, могут осуществлять поставки в Россию, но только для этого надо уплатить пошлину, чего раньше, до вступления в зону ЕС, не было. С ЕС у нас беспошлинная торговля. Однако есть случаи, когда успешно торгующие в ЕС производители возвращаются на российский рынок. Дело в том, что европейский рынок перенасыщен, что сказывается на ценах. Также есть перечень товаров, цены на которые не могут быть ниже установленного уровня. А в России тот же товар можно продать дешевле. Так что все дело в выгоде. Что же до российского рынка, то он всем и всегда будет нужен – он большой, и ценами там можно варьировать», – пояснил Калак.
Однако к работе приднестровских экспортеров остается много вопросов. Молдавия и Украина сообща усиливают давление на регион, устанавливая совместные таможенные посты на приднестровском участке молдавско-украинской границы. В Тирасполе опасаются, что вся внешняя экономическая деятельность Приднестровья в итоге может стать подконтрольной Молдавии, которая в любой момент способна ограничить движение товаров через свои КПП и ввести налогообложение. Кроме того в СМИ появилась информация о закрытой части соглашения между Приднестровьем и Евросоюзом.
В то же время Россия обещает «многоплановую помощь» пророссийскому региону. Об этом в поздравлении к 27-й годовщине образования непризнанной Приднестровской республики сообщил вице-премьер, спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин. Он отметил, что Российская Федерация продолжит всесторонне поддерживать Приднестровье и как страна-гарант не допустит повторения военно-политических авантюр на берегах Днестра.
Независимая газета. 05.09.2017