Правительственный «киндер-сюрприз»
Ринат Файзулин
Новое правительство Киргизии проработало уже три недели. Это немало, если учесть, что после выборов президента, которые состоятся 15 октября, может быть назначено другое правительство. Но вполне возможно, что этот премьер и эти министры останутся на своих местах. На что они способны? Что ждать от правительства, которое одни называют временным, другие – техническим, а третьи – самым молодым, учитывая возраст самого премьера и министров?
Молодым у нас дорога. Но короткая…
Напомним, что прежнее правительство подало в отставку после того, как тогдашний премьер Сооронбай Жээнбеков сложил свои полномочия в связи с тем, что стал кандидатом в президенты.
Большинство экспертов высказывают мнение, что следовало сразу формировать правительство, которое могло бы работать и при новом президенте, учитывая, как часто меняются премьер-министры, которые работают на своем посту не более двух лет.
Новому премьеру Сапару Исакову в июле исполнилось 40 лет. Управленческого опыта у него фактически нет. После окончания университета он преподавал, работал в структуре МИД, затем в аппарате правительства, президента, занимался международными вопросами. В январе был назначен заместителем руководителя аппарата президента, а через два месяца уже сам стал руководителем. То есть ни на каких должностях, связанных с экономикой, социальной сферой, он не работал. Вся его деятельность связана с дипломатией, международными связями. И столь быстрый взлет объясняется личной преданностью нынешнему президенту.
Под стать премьеру и его министры. Стоит отметить, например, нового министр экономики Артема Новикова. Ему всего 30 лет. Но не отсутствие жизненного и управленческого опыта стало причиной критики со стороны оппозиции, некоторых депутатов и представителей самой власти, а незнание Новиковым государственного языка. По мнению критиков, именно этот недостаток – на первом месте, а не молодость чиновника. Молодостью отличаются и некоторые другие члены нового правительства. Нурбеку Абасканову, новому председателю Государственного комитета информационных технологий и связи – 37 лет. Нужно подчеркнуть, что, подобно своему руководителю, молодые члены правительства никогда не были самостоятельными руководителями, а лишь советниками, экспертами, заместителями.
В правительстве, конечно, есть и такие, у кого опыта побольше. Например, Улану Рыскулову, новому главе комитета промышленности, энергетики и недропользования – 44 года, до 2014 года он занимал должность начальника управления Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам, затем был назначен заместителем председателя госкомитета, который теперь и возглавляет. То есть профильный опыт, опыт управленческий имеется.
Стоит отметить, что свои посты сохранила и часть «старой гвардии» – основной блок, а именно министры внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, финансов, юстиции, образования, здравоохранения и некоторые другие, председатели госкомитетов по делам обороны и национальной безопасности.
Шансы есть, но мало и не у всех
Дмитрий Орлов, глава аналитического центра «Восток-Запад», полагает, что шансов остаться у руля после выборов нового президента у нынешнего правительства не очень-то много. «Первое время, до выборов, ничего прорывного это правительство не совершит. Разве что начнет активничать в декабре, после инаугурации. По закону нужно отправить правительство в отставку, вопрос: соберут ли вновь тех же? Тут стоит вспомнить, что ни один президент не оставлял нетронутым правительство предшественника, каждому было неудобно работать и с доставшимся ему по наследству правительством, и с парламентом. Кстати, как бы не пришлось нам и новый парламент выбрать», – выражает опасения Д.Орлов.
По мнению экспертов, в пользу того, что новое правительство окажется временным, как раз говорит тот факт, что основные министры сохранили посты. Кабинету С.Исакова в нынешнем составе будет сложно – ужиться молодым выдвиженцам со старой гвардией проблематично.
Не в пользу долговечности нового правительства говорит и тот факт, что кандидат в президенты от партии власти недавний премьер С.Жээнбеков имеет мало шансов на победу. В борьбе с основным конкурентом Омурбеком Бабановым, лидером партии «Республика», ему, по мнению экспертов, может помочь только второй тур и административный ресурс. Но если даже Жээнбеков станет президентом, то не факт, что он захочет оставить правительство молодых министров.
Пока же вопрос стоит так: что успеет сделать Исаков со своей командой, сможет ли он показать, что готов и дальше руководить на столь высоком уровне? Ведущий киргизский политолог Марс Сариев полагает, что нынешнее правительство вряд ли сохранит свои позиции, однако есть условия, при которых некоторые его члены смогут оказаться в новой команде после выборов нового президента. «Если они (правительство) смогут за три месяца показать фантастический результат, что вряд ли, то смогут и дальше работать. Но шанс у них есть. Пусть пробуют. Хотя я сомневаюсь, что при новом президенте придет какая-то новая команда, команда нового формата. Но сейчас идет процесс, скажем так, смены старой колоды. Может быть, эти молодые министры и не останутся у власти, однако зададут новый алгоритм, с них начнет что-то меняться. Жээнбеков и его главный оппонент Бабанов вполне склонны к тому, чтобы доверить управление новым людям, молодым в частности. Пусть будет другое правительство, но шанс оказаться в его составе есть у новых нынешних министров и глав комитетов», – сказал эксперт.
Отдельная тема относительно нового правительства – участие КР в ЕАЭС. Сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» и главный редактор информационного ресурса «Регион» Игорь Шестаков отметил некоторые моменты, которые влияют на интеграционные процессы касательно такого участия. «Слабый экспортный потенциал Кыргызстана, отсутствие быстрых положительных результатов, создание преференций для трудовой миграции из Кыргызстана в Россию, зависимость от внешнего финансирования при создании полноценной инфраструктуры для успешного участия в ЕАЭС, роль «младшего брата» в экономическом сотрудничестве со странами ЕАЭС. Это – основные проблемы. Можно перечислить еще, но и этих проблем достаточно. Будет ли новое правительство заниматься темой ЕАЭС? Будет. Но ждать каких-то откровений и решительных действий не стоит. Многое все равно будет решаться в конце этого года и в начале следующего».
Безусловно, текущая работа в правительстве идет. Все, что было спланировано в рамках деятельности по ЕАЭС, осуществляется. Но новому кабинету, как кажется, не удастся ускорить темпы. Например, один из главных вопросов – оснащение фитолабораторий, приведение в норму таможенных пунктов, согласно требованиям экономического союза – решается обычными темпами, хотя требуется их всемерно ускорить.
Маловероятно также, что будет кардинально пересмотрена деятельность Российско-киргизского фонда развития. Пока новому правительству предстоит освоить казахстанские средства, выделенные на адаптацию Киргизии к требованиям ЕАЭС, в размере 41 млн долларов. «Финансовая помощь, выделенная для развития экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции, будет направлена на модернизацию таможенной, ветеринарной, фитосанитарной и карантинной служб Кыргызстана», – говорится в одном из правительственных сообщений. Еще предстоит получить второй транш в размере 59 млн долларов, но, скорей всего, это произойдет уже в следующем году. Правительству Исакова надо просто отследить, чтобы деньги пошли куда надо, а не на другие нужды или не были банально разворованы.
Так или иначе, но по прошествии двух недель после назначения новые министры пока себя никак особо не проявили. Ни заявлениями, ни действиями…
Ритм Евразии. 12.09.2017