Молдова: шансов избежать широких протестных акций все меньше
Илья Киселев
Прогнозы, предсказывавшие в Молдове оживление политической борьбы в целом и заметное обострение противостояния президента Игоря Додона и олигарха Владимира Плахотнюка в частности, начинают сбываться. При этом развитие событий даже превосходит эти прогнозы и становится труднопредсказуемым. При наблюдении последовательности действий и шагов противоборствующих сторон становится очевидным, что они ведут себя как игроки, постоянно делающие ставки «на повышение».
Провокации проевропейской власти, выразившиеся в высылке российских дипломатов, срыве визита российского вице-премьера Дмитрия Рогозина и объявлении его персоной нон грата в Молдове, несмотря на их запредельность, вовсе не являются, по мнению молдавского правительства, чем-то экстраординарным. Абсолютно противоположную позицию по данному вопросу занимает И.Додон. И именно поэтому в первых числах сентября он потребовал отчета по данной теме на Высшем совете безопасности (ВСБ).
Однако заседание не состоялось, поскольку не собрало необходимого кворума. Участвовать в заседании отказались представители Демократической партии, включая спикера Андриана Канду и премьер-министра Павла Филипа. Об этом А.Канду сообщил по итогам заседания постоянного бюро Демократической партии. Он пояснил, что вопросы заседания Высшего совета безопасности «находятся в компетенции правительства, а не Совета безопасности или президента Додона». Особое недовольство демократов вызвало внесение в повестку вопроса о правомерности объявления персоной нон грата Д.Рогозина.
В ответ президент сообщил, что провел рабочее заседание по поводу ситуации вокруг ВСБ, на котором также рассказал о повестке следующего заседания, отметив, что дату его проведения объявит в ближайшие дни. «Хочу подчеркнуть, что, если парламентское большинство и правительство намерены и далее бойкотировать заседания Высшего совета безопасности, я подпишу указ о расширении его состава, чтобы исключить в будущем возможность срыва работы совета и обеспечить принятие необходимых решений», – заявил И.Додон.
И буквально вслед за этим инцидентом сразу же возник новый повод для обострения противостояния. Позиция И.Додона по вопросу участия молдавской армии в военных учениях стран НАТО известна давно – президент выступает за строгое сохранение Молдовой нейтралитета, прописанного в Конституции страны, а данные учения никак не соответствуют духу и букве Основного закона РМ. Еще в январе этого года президент, будучи Верховным главнокомандующим, запретил подразделениям молдавской армии участие в учениях стран НАТО на территории Румынии. Этот эпизод вызвал возмущение проевропейского правительства и даже специальные заявления ряда посольств, аккредитованных в Кишиневе, с выражением сожаления по поводу данного решения. Очевидно, что для зарубежных кураторов действующего проевропейского правительства участие молдавских военных в программах НАТО является своеобразной «красной линией», переступать которую никак нельзя. Именно этим объясняется реакция правительства на решение И.Додона наложить запрет на участие молдавских военных в очередных учениях НАТО под кодовым названием Rapid Trident-2017 на территории Украины. Глава государства распорядился, чтобы все приготовления к учениям были отменены, а организаторов Rapid Trident оповестили о том, что Национальная армия Молдовы не примет участия в мероприятиях.
Казалось бы, всё, вопрос решен Верховным главнокомандующим и обсуждать тут больше нечего! Тем не менее на заседании Кабинета министров последовало заявление премьер-министра П.Филипа, что правительство будет настаивать на участии в учениях молдавских военных. Также премьер-министр призвал членов правительства найти возможность отправить молдавский контингент на учения. Президент, в свою очередь, сообщил, что приостанавливает решение правительства об участии молдавских военных в учениях Rapid Trident-2017 на Украине. «Впервые с момента моего вступления в должность главы государства принял решение воспользоваться своим конституционным полномочием, согласно статье 88 часть i Конституции РМ, предусматривающей право приостанавливать „действие актов правительства, противоречащих законодательству, до принятия окончательного решения Конституционным судом“», – отметил И.Додон. Кроме того, по мнению главы государства, Кабинет министров нарушил закон «О государственной безопасности», в соответствии с которым участие молдавской армии в совместных учениях с воинскими частями других государств вне пределов страны утверждает главнокомандующий вооруженными силами, то есть президент.
Тем не менее поздно вечером 6 сентября в специальном выпуске «Официального монитора» было опубликовано решение правительства об участии молдавских военных в учениях. Согласно постановлению, министерство обороны должно принять необходимые меры по организации, командировке и подготовке военного контингента, а министерство иностранных дел и европейской интеграции – проинформировать органы принимающей страны об участии молдавских военных. Несмотря на неурочное время, данное постановление было приостановлено указом президента сразу после публикации. Кроме этого, И.Додон направил представление в Конституционный суд Молдовы.
И что же? Утром 7 сентября министерство обороны сообщило на своем сайте о том, что молдавские военные уже участвуют в учениях. Президент отреагировал сразу же и распорядился провести проверки в военных частях, чтобы изучить ситуацию, выяснить, кто из военных присутствует, а кто отсутствует, и принять решение в соответствии с законодательством, вплоть до понижения ответственных лиц в званиях и увольнения из армии.
Следующим витком противостояния между президентом и олигархом В.Плахотнюком стало выдвижение Демократической партией кандидата на пост министра обороны, который оставался вакантным с того момента, когда И.Додон отправил в отставку униониста Анатолия Шалару. Креатурой проевропейской коалиции стал Евгений Стурза, экономист по образованию, персона достаточно одиозная. Он был советником премьер-министра Филата в период, когда прошли рейдерские атаки на банковскую систему, и советником премьер-министра Лянкэ в период, когда из банковской системы Молдовы был выведен 1 миллиард долларов. Президент И.Додон незамедлительно отреагировал, заявив, что не утвердит данную кандидатуру ни при каких условиях.
В свою очередь, правительство заявило, что в случае если президент откажется утвердить Е.Стурзу, его кандидатура будет выдвинута повторно. В ответ президент выдвинул своего кандидата на пост министра обороны –Виктора Гайчука, который ранее занимал этот пост с 2001 по 2004 год, был послом Молдовы в Бельгии и ее представителем при НАТО. В.Гайчук – генерал, доктор исторических наук и действующий председатель Союза офицеров Молдовы. По всем объективным показателям именно его кандидатура является наиболее достойной и приемлемой. Но для проевропейского правительства подобный министр обороны крайне неудобен, в связи с чем это назначение становится еще одной и, пожалуй, самой острой конфликтной точкой в борьбе между Игорем Додоном и Владимиром Плахотнюком.
Кроме этого, ожидается, что дополнительными раздражителями в этом противостоянии может стать ряд законов, которые И.Додон отказался промульгировать и отправил в парламент на доработку. Среди них – поправки в Трудовой кодекс, против которых выступают профсоюзы. По мнению последних, этот закон значительно сокращает социальные гарантии для работников и устанавливает привилегии для работодателей. Он упрощает процедуру принятия на работу и увольнения сотрудников, снижает значение профсоюзных организаций и предусматривает сокращение отпуска по уходу за ребенком с шести до четырех лет. Неоплачиваемая часть отпуска теперь составит один год. Кроме того, согласно законопроекту, статус пенсионера по возрасту может стать причиной увольнения.
Также правящая коалиция высказала намерение внести изменения в Конституцию Молдовы и зафиксировать в ней внешнеполитический курс на интеграцию в Евросоюз. Очевидно, что в ситуации, когда наметился обратный процесс и отдельные страны начинают покидать это межгосударственное образование, подобный шаг является чистым пиаром и направлен в первую очередь на демонстрацию лояльности Западу, а не на решение реальных проблем, стоящих перед Молдовой. Тем более что на Рижском саммите ЕС было четко продекларировано, что в ближайшие годы РМ не может рассчитывать даже на статус кандидата на вступление в Евросоюз. Резко против данных планов выступила оппозиционная Партия социалистов. «Считаем абсолютно неуместными любые вмешательства в текст Основного закона, которые не прошли обсуждений общественности, не имеют широкой поддержки народа и абсолютного большинства парламента. Стратегический вектор развития страны может и должен определять только народ Молдовы на всенародном референдуме», — говорится в заявлении ПСРМ для прессы.
В большинстве случаев нагнетание конфликта происходит со стороны подчиняющихся В.Плахотнюку парламента и правительства, в связи с чем И.Додон предпринимает шаги для того, чтобы перехватить инициативу. Одним из таких шагов стало обращение президента с запросом в Венецианскую комиссию по поводу его отношений с парламентом и правительством, президентских полномочий и возможностей Конституционного суда. Глава государства просит Венецианскую комиссию провести экспертизу решений Конституционного суда: могут ли они изменять текст Конституции или сначала парламент должен изменить текст Основного закона. Также президента интересует, может ли Конституционный суд интерпретировать Основной закон, «создавая новые нормы, противоречащие реальному тексту Конституции». Третий вопрос И.Додона касается полномочий президента, если их урежет правящее большинство: вступят ли изменения в силу сразу или только с началом нового срока президентства.
Победой пропрезидентских сил можно смело считать решение суда о проведении городского референдума по отставке мэра Кишинева. Этого Партия социалистов добивалась несколько лет, и теперь 19 ноября мэр Кишинева с большой вероятностью будет отправлен в отставку. Шансы на то, что в результате внеочередных выборов пост мэра столицы займет представитель социалистов, также достаточно велики. Ну и главный резерв всенародно избранного президента – это обращение за поддержкой к своим избирателям. Эту поддержку должны продемонстрировать намеченные на осень протестные мероприятия, которые пройдут не только в столице, но и по всей стране.
Можно смело сказать, что нынешняя осень уже стала прелюдией к парламентским выборам, которые должны пройти в ноябре следующего года, и все стороны уже начали подготовку к этим выборам.
Ритм Евразии. 20.09.2017