Миротворческая миссия в Приднестровье зависит от Донбасса
Светлана Гамова
О том, что в Донбасс необходимо вводить миротворцев, чтобы они развели воюющие стороны, «НГ» писала еще в 2015 году (см. номер от 02.02.15). Газета ссылалась при этом на опыт других горячих точек, в том числе на территории постсоветского пространства, который показал: конфликтующие стороны сами не расходятся, их разводят. В Косово это сделали подразделения KFOR, в Приднестровье – миротворцы РФ. Но в Донбассе российские Миротворческие силы (МС) встать на линию разграничения огня не могут – им не доверяют украинцы с территории, контролируемой Киевом. Однако в Киеве, так же как в Донецке и Луганске, доверяют белорусам. И если Великая и Малая Русь не могут прийти к согласию, почему не позвать на помощь Русь Белую? Белорусы могли бы войти в миротворческие батальоны ООН, которой доверяли бы обе воюющие стороны. Это всего лишь один из вариантов, могут быть и другие. Но в том, что без развода сторон сами они тяжелую технику не отведут и оружие не сложат, сомнений нет. Это подтверждает опыт практически всех конфликтов на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии.
Сегодня с этим согласны воюющие стороны, а также все, кто заинтересован в прекращении войны на востоке Украины. Общее мнение всех заинтересованных акторов: миротворческая миссия имеет право быть, и проводиться она должна под флагом ООН. О том, что миротворцам должны доверять обе воюющие стороны, иначе вся операция окажется блефом, речи пока не идет, хотя это одно из условий начала миротворческой миссии в Донбассе. Если Киеву или Донецку с Луганском не понравятся предложенные ООН голубые каски, миротворческая операция превратится в операцию по принуждению к миру одной из сторон. Понятно, что в общий дом под дулом автоматов будут в таком случае загонять жителей Донбасса. Это худший вариант разведения сторон, даже под эгидой ООН: при участии в миротворческой операции представителей МС, симпатизирующих одной из сторон, побудить вторую сторону к протесту. Это значит, что долгожданный мир не наступит, по крайней мере в ближайшее время. И опять будут огонь и жертвы.
На проходящих в эти дни заседаниях Генассамблеи ООН вопрос прекращения войны в Донбассе активно обсуждается. Известно, что на повестке дня – предложения Киева и Москвы.
На днях, выступая в Киеве на Ялтинской европейской стратегии в Киеве, спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил, что российский план по миротворческой миссии в Донбассе «скорее разделит Украину, чем сделает что-то полезное». Он отметил, что миротворцы смогут заменить армию, следить за применением тяжелого вооружения в зоне конфликта и отслеживать ситуацию на границе, что «станет существенным шагом вперед».
Напомним, Россия предлагает ввести в Донбасс миротворцев ООН, которые бы расположились по линии разграничения, а также в зоне дислокации наблюдателей ОБСЕ – для их охраны.
По плану Киева, миротворцы ООН должны быть размещены в Донбассе и на российско-украинской границе. Задача полноценной миротворческой миссии ООН, с точки зрения Киева, заставить Россию вывести войска, несмотря на то что их присутствие никак не подтверждено, и перестать поддерживать ДНР и ЛНР.
С позицией Украины согласились в Государственном департаменте США. В американском внешнеполитическом ведомстве выступили за то, чтобы миротворческая миссия была развернута на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик «вплоть до границы с Россией».
На фоне такой поддержки заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юрий Грымчак предположил, что в 2018 году вся Донецкая область вернется под контроль Украины. Грымчак пояснил, что в будущем году Российская Федерация не будет финансировать боевиков в Донбассе. «Думаю, Донецкая область в следующем году в том или ином виде вернется в Украину. И скорее всего при участии миротворцев. Будет временная администрация, будет разоружение боевиков, выйдут российские войска и выйдут наемники», – заявил он. Такой подход представителя Киева предполагает давление на сепаратистов, уже с участием миротворцев. Но в этом случае они перестанут быть миротворцами. Потому важно, кто именно войдет в подразделения МС ООН в Донбассе, если, конечно, этот вариант умиротворения региона будет реализован.
Но чтобы узнать, кто устроит противостоящие стороны и особенно жителей Донбасса, так как им приходится жить и гибнуть под обстрелом, надо провести опрос. Но опрашивать жителей ДНР и ЛНР скорее всего никто не будет, так как против выступит Киев. Но тогда миротворческий проект может постичь та же судьба, что и Минские соглашения.
Надо отметить, что с ситуацией в Донбассе связана судьба миротворческой миссии в Приднестровье. Она началась в 1992 году, и за это время в регионе ни разу не стреляли. Глава Приднестровья Вадим Красносельский убежден в том, что пока на территории региона находятся российские миротворцы, войны не будет. Красносельский говорит об этом не случайно: в Кишиневе требуют замены военной миротворческой миссии на Днестре на международную гражданскую. Желательно без участия России. Хотя местное население доверяет российским миротворцам и хочет, чтобы они продолжали оставаться в регионе как гарант их безопасности. Президент Молдавии Игорь Додон также говорил «НГ» о риске «возобновления вооруженного конфликта извне». Он даже обвинил Украину в «провокациях, направленных против Приднестровья». Сами люди, живущие на подконтрольной Кишиневу или Тирасполю территории, давно примирились друг с другом и войны не хотят. Но ситуация может обостриться без их ведома. Тем более что Приднестровье зажато со всех сторон Молдавией и Украиной. Украинская Нацгвардия контролирует практически все 400 км приднестровской границы. И это напрягает жителей непризнанной республики. Снять напряжение в Приднестровье может ситуация в Донбассе, если туда войдут миротворцы ООН. Разведение воюющих сторон на востоке Украины может способствовать сохранению миротворческой миссии в Приднестровье, как отмечено в мирном соглашении от 1992 года, до полного урегулирования приднестровского конфликта.
Независимая газета. 18.09.2017