Грузия получит Конституцию одной партии
Юрий Рокс
Десять оппозиционных партий Грузии направили письмо председателю Венецианской комиссии Джанни Букиккио, в котором ответственность за последствия конституционной реформы возлагают исключительно на правящую «Грузинскую мечту» (ГМ). Похоже, эта жалоба – последняя и слабая надежда оппозиции на то, что власть одумается и поправки в Конституцию в нынешнем их виде не утвердит. Представители ГМ, в свою очередь, называют открывшуюся в среду осеннюю сессию парламента исторической, так как на ней в третьем слушании будет принята Конституция, «соответствующая европейским стандартам».
Переговоры между властями и оппозицией по вопросам конституционной реформы были прерваны на днях. Стороны проявили редкое упорство в подходе к редакции Основного закона, и стало очевидно: продолжать диалог смысла нет. Рекомендация Джанни Букиккио добиться консенсуса и только потом принять Конституцию эффекта не возымела.
В письме к председателю Венецианской комиссии оппозиция сетует на то, что правящая партия не сумела преодолеть соблазн укрепления своей власти, оставив в силе систему мажоритарных выборов и упразднив правила прямых выборов президента, и готова принять Конституцию «без согласия с другими политическими силами и гражданским обществом». Запланированная на 6 сентября в Страсбурге заключительная встреча между правящей командой и оппозицией в связи с конституционной реформой, которая могла состояться при посредничестве Венецианской комиссии, утратила необходимость после того, как ГМ прекратила консультации и назвала диалог по конституционной реформе бессмысленным, говорится в письме.
Жалоба оппозиции, вероятно, будет учтена Венецианской комиссией, но вряд ли она сможет каким-то образом вынудить ГМ отказаться от принятия Конституции. Любые рекомендации комиссии являются лишь рекомендациями, и только их получатель решает, следовать им или нет. Правящая «Грузинская мечта» же менять свои планы не намерена.
Осенняя сессия парламента 9-го созыва открылась вчера заседанием бюро, а сегодня состоится первое пленарное заседание. Во вступительном слове спикер Ираклий Кобахидзе, поздравив депутатов с возобновлением работы, сразу же заявил, что нынешняя сессия важна тем, что страна получит новый Основной закон. Два слушания проект уже прошел, и, по закону, в третьем слушании можно вносить только технические поправки, то есть что-то по мелочи. «Мы меняем неисправную Конституцию совершенной Конституцией европейского типа, и это историческое решение», – заявил Кобахидзе.
О необходимости конституционной реформы в Грузии заговорили сразу после поражения «Единого национального движения» Михаила Саакашвили на парламентских выборах в 2012 году. Конституционалист Вахтанг Хмаладзе тогда объяснил, что Основной закон нуждается как минимум в ревизии, потому что президент и его команда так часто вносили в него поправки, что уже просто непонятно, в каком он сейчас виде. Оказалось, что в неважном. Тогда же и было решено, что Конституцию стоит реформировать в соответствии с демократическими стандартами избирательных процессов. Так возникла идея отмены мажоритарной системы выборов, прямых выборов президента и т.п.
Оппозиция сразу стала проявлять признаки недовольства, но вынуждена была отказаться от критики проекта, когда ее с небольшими замечаниями одобрила Венецианская комиссия. Но потом произошло нечто странное. ГМ взялась утверждать такие конституционные поправки, о которых комиссия не ведала. В частности, отмена мажоритарной системы выборов в парламент, как и отмена прямых выборов президента, оказалась перенесенной на 2024 год. Это дало повод оппозиции обвинить ГМ в желании окончательно узурпировать власть, а грузинский народ лишить права выбирать президента страны. В Венецианской комиссии удивления новой ситуацией не скрывали. Тогда спикер парламента Кобахидзе в ответ на критику и рекомендации европейских экспертов заявил, что объяснит при встрече «венецианцам», почему изменения в избирательной системе пришлось перенести на 2024 год, и «они поймут и одобрят». Какого рода объяснения были даны комиссии – неизвестно, но одобрения власти все-таки не получили. Президенту комиссии Джанни Букиккио только и осталось, что выразить сожаление.
Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт все-таки призвал Тбилиси дождаться соображений его института, которые будут опубликованы в октябре, и не спешить с принятием конституционных поправок в третьем чтении. Но один из лидеров правящей команды, Георгий Кахиани, в среду заявил, что новая Конституция будет принята на ближайших заседаниях парламента. Другой член ГМ Ирина Пруидзе подчеркнула, что у партии в парламенте – конституционное большинство, а Венецианская комиссия в диалог между оппозицией и властью вмешиваться не может, так как это процесс, идущий внутри страны. «Но, как известно, оппозиция пытается говорить с нами ультиматумами, а это уже никакой не диалог, суть которого подразумевает взаимные уступки… Рекомендации Венецианской комиссии мы учли, наша Конституция соответствует самым высоким стандартам и будет принята до конца сентября», – заявила Пруидзе.
Оппозиция, главным образом бывшая партия власти «Единое национальное движение», не преминула в очередной раз предъявить ГМ обвинение в волюнтаризме. Отчасти это было бы справедливо, если бы не «пахнущий» вопрос: насколько ЕНД в период своего почти 10-летнего правления считалась с мнением тогдашней оппозиции и что мешало «националам» в свое время отменить систему мажоритарных выборов, которая их так возмущает сегодня. А ГМ обвинения между тем спокойно парирует: итоги последних выборов в парламент, определившие конституционное большинство партии, свидетельствуют о том, что ее поддерживает более 70% населения Грузии и, следовательно, обвинения в волюнтаризме совершенно беспочвенны.
Независимая газета. 07.09.2017