ЕС страдает из-за антироссийских санкций больше, чем РФ
Анастасия Башкатова
После введения антироссийских санкций экономика Евросоюза потеряла более 100 млрд долл., а потери экономики РФ составили около 55 млрд долл. Такие оценки приводит ООН. Часть экспертов, однако, с ними не согласилась. Но трудно отрицать, что, например, новый пакет санкций США вызывает все большую тревогу у европейского бизнеса. В частности, немецкие предприниматели опасаются штрафов из-за своих проектов в РФ и призывают европейских политиков и дипломатов не допустить дальнейшего ужесточения санкционного режима.
От введения санкций против России экономика ЕС ежемесячно теряет 3,2 млрд долл. Тогда как экономика РФ с 2014 года потеряла из-за санкций в общей сложности 55 млрд долл.
Об этом сообщает спецдокладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идрис Джазаири. Из его данных можно сделать вывод, что ЕС за период с 2014 года потерял из-за санкций в два раза больше, чем Россия, т.е. более 100 млрд долл.
Джазаири подготовил специальный доклад о влиянии санкций по итогам своего визита в Россию в августе этого года. Он проводил в Москве встречи с представителями правительства, бизнеса, ООН, дипломатами, причем, как уточняет РИА Новости, сотрудники дипмиссий государств, которые ввели принудительные меры (США и страны ЕС), отказались от встречи со спецдокладчиком. Уточним: возможно, такой отказ сказался на оценках ущерба.
Главный вывод Джазаири – антироссийские санкции были контрпродуктивными, потому что в результате глобализации они затронули в том числе сами страны-инициаторы. Хотя докладчик также признает негативное влияние и на Россию: по его оценкам, санкции могли стать «причиной снижения ВВП РФ в период 2014–2016 годов в среднем на 1% максимум», также увеличилось число людей, живущих в России за чертой бедности.
Ущерб от антироссийских санкций для РФ оценивается по-разному. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сообщал, что «за период 2014–2015 годов кумулятивные потери в темпах роста российского ВВП составили 1,2 процентных пункта». По расчетам Института стратегического анализа ФБК, каждый год продолжения санкций обходится российской экономике потерей около 900 млрд руб. (см. «НГ» от 06.03.17). Как сообщал глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, если в первые годы санкций эффект вычета из экономического роста достигал 0,8%, то сейчас он в пределах 0,5%.
Хотя, как замечает эксперт ООН, более ощутимый урон России нанесло мировое падение цен на нефть. В итоге Джазаири скорее похвалил российское правительство за эффективную экономическую политику и адаптацию к новым реалиям.
Новый пакет антироссийских санкций США, возможно, сулит еще больше потерь не только российскому, но и европейскому бизнесу. «По новым правилам правительство США может оштрафовать иностранные компании, если те участвуют в проектах, связанных с инвестированием, обслуживанием, изготовлением оборудования для российских трубопроводов. В особенности это касается проекта «Северный поток–2», – поясняется в материалах Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП).
Причем, как вчера обратил внимание председатель правления ВТП Маттиас Шепп, «действие закона не ограничивается компаниями энергетического сектора». Есть риск, что он отрицательно скажется и на немецких компаниях из области информационных технологий, консалтинга, финансовых услуг, логистики и выставочного бизнеса.
ВТП вчера обнародовала результаты опроса, проведенного в августе 2017 года среди членов ВТП – немецких компаний, работающих в РФ. В опросе приняли участие 193 компании.
Исследование показало, что 97% опрошенных представителей германского бизнеса оценивают новый американский закон о санкциях отрицательно, среди них 77% – «однозначно негативно». В позитивном ключе о новых санкциях высказались лишь 3% опрошенных компаний.
Больше половины опрошенных (52%) сообщили, что новые санкции прямо или косвенно, но затронут их бизнес. «При этом большинство компаний опасается именно косвенных последствий: непосредственно затронутыми могут оказаться 14% компаний, опосредованно – 38%», – сообщает ВТП. Около трети респондентов (30%) указало, что новые санкции США их не затронут. А для 18% опрошенных пока не ясно, повлияют ли санкции на их бизнес.
Две трети компаний (65%) ожидают, что санкции отрицательно скажутся на их бизнесе. Предприниматели опасаются штрафов со стороны США. «Штрафные санкции коснутся прежде всего новых проектов, считает большинство опрошенных, – добавляет ВТП. – При этом 44% полагают, что они не скажутся на уже реализуемых проектах, однако 23% участников опроса уверены в обратном. Опрос выявил повышенную степень неуверенности: треть респондентов на момент его проведения не знали, распространятся ли новые санкции на их текущие проекты или нет».
Вместе с тем почти три четверти респондентов (72%) планируют сохранить в России степень деловой активности и инвестиций на прежнем уровне, а 15% собираются даже нарастить деятельность и увеличить объем инвестиций в российский рынок. Сократить же свою активность из-за санкций собираются 13% опрошенных.
По оценке многих респондентов, санкции призваны продвигать экономические интересы США, в итоге почти три четверти компаний (73%) «призывают ЕС и правительство ФРГ к ответным мерам», сообщает ВТП.
«Позиция немецкого бизнеса однозначна: экономические санкции в любой форме и с любой стороны только вредят бизнесу и экономическим отношениям. Как Российско-Германская внешнеторговая палата мы призываем ЕС и ФРГ к встречным мерам, чтобы защитить немецкие компании от вероятных санкций со стороны США в том случае, если они действительно будут введены. Таким образом, ответные меры – это прежде всего активная позиция европейских политиков и дипломатов, которые должны твердо отстаивать и защищать интересы немецких и европейских компаний, чтобы не допустить дальнейшего ужесточения действующего санкционного режима», – пояснил «НГ» пресс-секретарь РГ ВТП Алексей Кнельц.
Эксперты «НГ» обратили внимание, что расчеты ООН все же вызывают вопросы – например, оценки российских потерь.
Как считает старший аналитик компании «Фридом Финанс» Богдан Зварич, они скорее всего завышены, потому что не учитывают, что «за счет введения контрсанкций и импортозамещения российские производители получили импульс к развитию»: «На наш взгляд, потери России составляют около 45–50 млрд долл.».
Но первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал полагает, что оценки российского ущерба скорее занижены. «Они не учитывают косвенный ущерб из-за ухода западных компаний с российского рынка и необходимость придумывать сложные схемы финансирования «Северного потока», производства вооружения, оттока капитала, то есть в реальности сумма может быть значительно больше, если смотреть в целом влияние на инвестиционный климат», – поясняет он.
По словам аналитика компании «Финам» Алексея Коренева, «оценить реальные потери ЕС и РФ от взаимных санкций непросто, потому что нет единой методики, при этом есть большое количество непрямых убытков либо отсроченных последствий».
Независимая газета. 14.09.2017