Экономика прыгнет выше головы к 2020 году

Михаил Сергеев

Россия должна обогнать соседние страны, не имея перед ними никаких преимуществ: ни роста внутреннего спроса, ни интереса частных инвесторов, ни увеличения государственных вложений – да еще и в условиях санкционных запретов на иностранные инвестиции. Такую непростую задачу поставил перед правительством президент Владимир Путин. На встрече с министрами в субботу обсуждались экзотические способы поиска денег для инфраструктурного строительства: чтобы деньги были не из бюджета и одновременно – без нормальной рыночной доходности. Такие инвестиции «из ниоткуда» и должны стать мотором для России.

В тучные докризисные годы экономика РФ росла благодаря потоку нефтедолларов, иностранному кредитованию, растущему внутреннему спросу и увеличению госвложений. Ни один из этих факторов сегодня не работает: нефтяные доходы расти не собираются, да и внутри страны власти выбрали политику бюджетно-кредитного высушивания. А чтобы рассмотреть приток внешних инвестиций, вообще нужен микроскоп. Тем не менее президент не отказывается от поставленной в декабре прошлого года цели: «не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых».

Месяц май давно позади, но удовлетворительного плана ускорения экономики в Кремле, похоже, так и не увидели. Поэтому на субботнем совещании с министрами Максимом Орешкиным и Денисом Мантуровым президент Владимир Путин вновь поинтересовался о главном: «Какие дополнительные меры необходимо принять… чтобы на рубеже 2020 года российская экономика вышла на темпы выше среднемировых»? И сам же назвал среди этих мер – «развитие инструментов государственно-частного партнерства для привлечения капитала в строительство и инфраструктуру, так называемая инфраструктурная ипотека», а также «развитие механизмов проектного финансирования» с возможностью создания ВЭБом «фабрики проектов».

В изложении главы Минэкономразвития Максима Орешкина акценты встречи с президентом расставлены иначе: ни одного слова об опережающих темпах роста ВВП на рубеже 2020 года у него нет. «Сегодня обсуждали экономическую динамику и проекты по поддержке экономического роста. Три ключевых направления: инвестиции, производительность труда и, самое главное, создание условий для реализации потенциала каждого человека. Создание привлекательной среды для жизни – ключевое условие сохранения талантов, а значит, и конкурентоспособности в глобальной экономике», – пишет Орешкин в Facebook.

То есть у Путина «самое главное» – это меры по ускорению экономики. А у Орешкина «самое главное» – это «создание условий для реализации потенциала каждого человека». Правда, в части инфраструктурной ипотеки изложение пресс-службы Кремля и Орешкина почти совпадает: «Президент также дал поручение ускорить разработку программы «Инфраструктурная ипотека».

Что же понимают чиновники под инфраструктурной ипотекой, которая должна помочь России обогнать соседние страны? В теории для ускорения роста ВВП в стране нужно наращивать инвестиции в инфраструктуру: транспорт, энергетику, связь. Обычно развитие инфраструктуры обеспечивает государство. Но в нынешнем бюджете чиновники этих средств не нашли и поэтому хотят привлечь частный капитал. Правда, сроки окупаемости инфраструктурных проектов, как правило, такие, что добровольно в эти проекты частный капитал не идет – доходность маленькая, а риски огромные. И вот тут-то и возникает умозрительная схема инфраструктурной ипотеки, когда все ее участники действуют не по рыночным правилам максимизации прибыли: банк должен дать строителям не слишком дорогой кредит, строители должны построить инфраструктуру максимально дешево, а государство потом начнет выплачивать строителям деньги для возврата кредита из средств «выгодоприобретателей инфраструктуры», ограничившись минимальным повышением налогов и платежей. Схема для РФ является умозрительной, поскольку ни разу на практике она не применялась.

Глава Минфина Антон Силуанов называет инфраструктурную ипотеку модификацией частно-государственного партнерства: «Будет привлекаться частный бизнес для строительства инфраструктуры при поддержке государства в виде гарантий и потом – оплаты этой инфраструктуры по мере ее использования». Он пояснил, что использовать этот механизм предлагается не только государству, но и естественным монополиям. По словам Силуанова, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователи объекта этот кредит постепенно погашают. Возврат капиталовложений предлагается за счет регулярных платежей от основных выгодоприобретателей – то есть из бюджетов разных уровней или инфраструктурных монополий. При этом используется механизм госгарантий.

«В схеме инфраструктурной ипотеки очень важно соблюсти баланс интересов инвесторов и пользователей инфраструктуры, при котором повышение налогов или платежей не будет слишком обременительным», – говорит руководитель аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович. При этом она допускает, что в качестве ресурсов для банков потребуется организованная государством целевая кредитная эмиссия.

По словам Орешкина, он надеется, что к концу первого квартала следующего года программа инфраструктурной ипотеки будет написана и «с середины будущего года ее можно будет активно запускать».

Независимая газета. 25.09.2017

Читайте также: