Система коллективной безопасности дает сбой
Владимир Мухин
В системе коалиционного военного строительства государств, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), похоже, появились «проблемные вопросы». Как следует из официального сообщения Минобороны Белоруссии, их рассмотрением 23–24 августа в Минске на уровне начальников главных оперативных управлений (ГОУ) занимались представители Генштабов стран ОДКБ.
Какие именно проблемы обсуждались, не сказано, но в сообщении уточняется, что в качестве основных «рассматривались вопросы применения коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, организации управления и их всестороннего обеспечения».
В том, что в вопросах применения КСОР появились «проблемные вопросы», нет ничего необычного, ведь за почти 25-летнее существование ОДКБ ни разу не применяла свои войска в реальных военных конфликтах, которые возникали на территории бывшего СССР. Крайне болезненно отнеслись некоторые государства коллективной обороны и к негласному предложению РФ, а также других участников Астанинского процесса (Ирана и Турции) об использовании их контингентов в миротворческой операции в Сирии.
Помимо этого обращают на себя внимание и другие трудности. Скажем, совещание в Минске начальников ГОУ ОДКБ, которые занимаются стратегическим военным планированием, прошло в преддверии подготовки к совместному стратегическому российско-белорусскому учению (ССУ) «Запад-2017». В Минобороны Белоруссии сообщили, что на ССУ в качестве наблюдателей помимо военных дипломатов приглашены представители международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО, в том числе ОДКБ. Но ранее военные ОДКБ действовали на подобных ССУ не как наблюдатели, а как их участники. В 2015–2016 годах именно в августе на северо-западе РФ и в Белоруссии прошли масштабные учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие», в которых применялись подразделения из Киргизии, Казахстана и Таджикистана. А офицеры Минобороны Армении были задействованы в работе коалиционного штаба КСОР. В этом году таких мероприятий пока не было.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко недавно уже высказывал недовольство тем, что оснащение КСОР новейшими образцами вооружения и военной техники продвигается «медленными темпами, что недопустимо». Видимо, по его инициативе и было организовано в Минске рабочее совещание представителей генштабов стран ОДКБ. Как следует из его заявления, дело упирается якобы в то, что очень трудно идет согласование сторонами документа о совместном техническом обеспечении КСОР ОДКБ, которое подготовлено в рамках создания соответствующей системы материально-технического обеспечения (МТО) войск. «Его реализация имеет практическую направленность и позволит снять многие неурегулированные вопросы обеспечения действий Коллективных сил как при выполнении ими боевых задач, так и в ходе учебы», – заявил Лукашенко недавно, комментируя перспективы коалиционного военного строительства на постсоветском пространстве.
Между тем понятно, что никаких боевых задач КСОР ОДКБ не выполняли и, судя по ситуации, вряд ли будут в ближайшее время выполнять. А для обеспечения боевой учебы подразделений, входящих в коалиционную группировку, страны коллективной обороны могут использовать собственные ресурсы. Но оборонные бюджеты союзников РФ по ОДКБ за исключением Армении невелики и составляют не более 1% от внутреннего валового продукта страны. И эти союзники давно настроились крепить свою оборону за счет военной помощи от Москвы.
Как сообщают военно-дипломатические источники, «проблемы в обеспечении КСОР связаны с той несколько новой позицией, которую заняла Россия по отношению к своим союзникам по коллективной обороне». Москва, которая является основным спонсором системы МТО ОДКБ, ранее снабжала подразделения КСОР на безвозмездной основе. Теперь, по утверждению источников, такое снабжение приостановлено. «Если и оказывается Москвой какая-либо безвозмездная военная помощь странам ОДКБ, то делается это на двусторонней основе, исходя из геополитических интересов РФ. Скажем, на юге СНГ, для укрепления таджикско-афганской границы, или на Западе, где развивает свою активность блок НАТО…» – отмечают источники «НГ».
По сведениям источников, исходя из таких принципов, была организована недавняя передача вооружений и боеприпасов из состава 201-й российской военной базы ВС Таджикистана и российских военно-транспортных самолетов для ВВС Киргизии. А для противодействия НАТО на западном театре военных действий РФ активно помогает Минску в обеспечении совместной группировки войск, средств ПВО, а также организует и проводит другие мероприятия боевой подготовки, к примеру такие ССУ, как «Запад-2017».
О том, что план оснащения КСОР ОДКБ единообразным вооружением на безвозмездной основе приостановлен, впервые недавно на официальном уровне заявил заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков. «Ориентировочно он (план оснащения единообразным вооружением. – «НГ») приостановлен до 2018–2019 годов», – объявил он. Такое решение Семериков объяснил тем, что «основные затраты реализации этого плана легли на РФ. Но в связи с кризисом, санкциями и прочим...» возникли трудности с его реализацией. При этом Семериков указал на то, что для КСОР ОДКБ поставки однотипных вооружений за счет национальных бюджетов продолжают осуществляться. «Хотя объемы не те, которые хотелось бы», – отметил он.
Независимая газета. 25.08.2017