Порошенко не исключает горячей фазы войны в Донбассе
Татьяна Ивженко
Завтра спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер приедет в Киев. После вчерашних закрытых переговоров в Минске с Владиславом Сурковым сегодня Волкер должен прибыть в Вильнюс. Официально не сообщается, только ли с литовским руководством он намерен обсудить итоги разговора с Сурковым и перспективы урегулирования в Донбассе. Послезавтра в Киеве американский спецпредставитель присоединится к министру обороны своей страны Джеймсу Мэттису на переговорах с президентом и министром обороны Украины.
Джеймс Мэттис накануне отъезда из Вашингтона (вначале он направляется в Иорданию, затем в Турцию, оттуда – в Украину) сделал воинственные заявления. В частности, как передают украинские СМИ, он отметил, что Украине нелегко отстаивать свою независимость, «особенно сейчас, когда Россия нарушает территориальную целостность». И призвал Россию выполнять Минские соглашения. Глава Пентагона сказал, что его визит и участие в параде по случаю Дня независимости в Киеве должно «подчеркнуть нашу приверженность стратегическому партнерству (Украины и США. – «НГ») и нашу поддержку их суверенитета и территориальной целостности».
Вчера Петр Порошенко, выступая в городе Кропивницком (бывший Кировоград, сменивший название в рамках объявленной в Украине декоммунизации), сказал, что в конфликте в Донбассе ситуация может измениться. Он не исключил «горячую фазу войны, спровоцированную Россией и действиями политиков-популистов». Вероятность разных сценариев президент и министр обороны Украины будут обсуждать в ходе встречи с главой Пентагона. Киев надеется на помощь США. Министр обороны Украины Степан Полторак сделал заявление о том, что приезд Мэттиса – это «сигнал со стороны США о продолжении последовательной поддержки Украины. США являются главным стратегическим партнером для Украины во всех измерениях – политическом, военном и экономическом».
Некоторые политологи в Киеве сомневаются, что Вашингтон окончательно определил свою позицию по украинской проблематике и по теме украинско-российских отношений. Политический эксперт Владимир Чемерис сказал в комментарии телеканалу «112 Украина», что Волкер и Сурков в ходе закрытой встречи обсуждали, вероятно, не отдельно взятую тему Донбасса (или даже Крыма), но весь спектр международной проблематики. При этом вчерашние собеседники не уполномочены принимать самостоятельные и немедленные решения, но являются доверенными лицами лидеров, от которых такие решения зависят. Ответа на вопрос об уступках по урегулированию в Донбассе, которые стороны могли вчера обсуждать в Минске, до сих пор нет.
Общий фон переговоров украинская газета «Сегодня» проиллюстрировала цитатой из доклада «Дорожная карта» для отношений США–Россия», подготовленного гендиректором Российского совета по международным делам Андреем Кортуновым и старшим советником, директором программы «Россия и Евразия» Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Ольгой Оликер. «Во-первых, в основе украинского кризиса лежит противоречие понимания Москвой и Вашингтоном законной российской сферы влияния.
Пока Москва чувствует, что имеет право играть определенную роль в политике своих ближайших соседей, Вашингтон настаивает, что Россия не должна иметь права голоса в постсоветских странах. Во-вторых, Россия уже давно выступает против того, что она называет бесконечной экспансией НАТО, рассматривая события февраля 2014 года (в Украине. – «НГ») как первый шаг, который в конечном счете приведет Украину к вступлению в НАТО».
Кажущиеся неразрешимыми на сегодня стратегические противоречия могут быть отложены, если стороны придут к согласию о постепенных шагах к урегулированию в Донбассе. И здесь в Киеве видят главные угрозы для своей безопасности. Украинская власть исходит из того, что следует демонтировать систему ДНР и ЛНР, вернув всю территорию Донбасса до границы с Россией под контроль Киева. Для этого команда Порошенко требует разделить выполнение Минских соглашений на два этапа: вначале – все пункты, связанные с обеспечением безопасности (включая последний пункт о передаче ОБСЕ контроля над границей), затем – пункты, посвященные политическому урегулированию. Параллельное выполнение обеих частей документа приведет, по мнению украинской власти, к легализации ДНР и ЛНР, что в Киеве приравнивают к российскому контролю над частью территории Украины и – как следствие – российскому влиянию на решения центральной власти.
Украинское общество в целом разделяет такой подход. Недавний опрос фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива и Центра Разумкова показал, что 52% готовы к компромиссам, связанным с урегулированием, но избирательно относятся к компромиссным решениям. При этом на крайние позиции (отвоевать территорию или, напротив, согласиться на мир ценой любых уступок) готовы по 18% граждан. «Готовность к компромиссам снижается по мере отдаленности от зоны военных действий. Так, готовность идти на любые компромиссы ради мира демонстрирует каждый четвертый житель на востоке страны, а на западе – только каждый десятый», – отметили авторы исследования.
Социологи обратили внимание на то, что большинство украинцев надеются на внешние силы. Более 60% граждан поддерживают идею ввода в Донбасс международного миротворческого контингента: оппозиция критикует власть за пассивную позицию, которая выражается в том, что Киев заявил о своих требованиях, не готов говорить об уступках и ожидает помощи от Запада. Лидер набирающей силу партии «За жизнь» Вадим Рабинович заметил в интервью телеканалу «Украина»: «Самое большое заблуждение – считать, что представители каких-то стран (Америки, России) решат наши вопросы. Продвижение к миру в Донбассе буксует, это очевидно. Я вообще считаю, что у нас буквально два-три месяца, чтобы не потерять Донбасс окончательно. Нам надо предлагать какой-то шаг, как-то действовать».
Лидер «Оппозиционного блока» Юрий Бойко, побывавший на днях на подконтрольной Киеву части Луганской области, заявил: «Сегодня вся страна ждет мира, вся страна хочет, чтобы завершился военный конфликт, чтобы территории и люди вернулись в Украину. Но мы видим, что нынешняя власть не демонстрирует политической воли для урегулирования». Бойко изложил свое видение «дорожной карты» выполнения Минских соглашений: «Введение миротворцев на линию разграничения, чтобы прекратились обстрелы. Решение вопросов безопасности, далее – политическое урегулирование, принятие необходимых законов». Политик уточнил, что Киеву придется принять те решения, которых сейчас пытаются избежать: «Утверждение с нашей стороны политических решений, законов об особом статусе (пусть на какой-то период, не навсегда, на период восстановления инфраструктуры на той стороне в первую очередь)… Это тяжелый и трудный путь, но по нему надо идти. Поскольку альтернатива – это замороженный конфликт, периодически вспыхивающий и уносящий жизни людей».
Накануне переговоров Волкера и Суркова ситуация в Донбассе вновь обострилась. Как украинская сторона, так и представители республик отметили интенсификацию боевых действий (число обстрелов, по данным обеих сторон, приблизилось к показателю 50 в сутки). На этой неделе ситуацию будет обсуждать контактная группа по урегулированию в Минске, которая соберется в день приезда Курта Волкера в Киев. За время трехнедельной паузы в работе контактной группы 16 августа в Минске состоялась закрытая встреча политических советников лидеров стран «нормандской четверки». Имена ее участников не разглашались, а результаты их разговора тоже не обнародованы. Некоторые источники в Киеве, анализируя переговорную активность (телефонный разговор «нормандской четверки», встреча глав внешнеполитических ведомств США и РФ в Маниле, тайные консультации политических советников в Минске, переговоры Владислава Суркова и Курта Волкера, наконец, визит в Киев главы Пентагона вместе с Волкером), говорят, что ситуация в Донбассе идет к развязке. Сейчас обсуждаются возможные уступки с обеих сторон. Один из источников сказал «НГ»: «Мы не можем предоставить ДНР и ЛНР особый статус, это исключено. Но теоретически можно было бы пойти на принятие в Верховной раде политических решений (о статусе, о выборах) с отсрочкой вступления их в действие – с момента подтвержденного ОБСЕ стабильного режима безопасности в регионе». Такой режим, по словам собеседника, невозможен без передачи ОБСЕ контроля над границей с РФ. Но российская сторона продолжает настаивать, что этот вопрос может быть решен, как записано в Минских соглашениях, – последним пунктом.
Независимая газета. 22.08.2017