Киев отказывается от ключевой роли в европейской энергетике
Анатолий Комраков
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик признался – его страна скоро не сможет обеспечить транзит российского газа в Европу из-за изношенности газотранспортной системы (ГТС). Украина лишилась не только монополии на транзит газа в Европу, но может потерять и роль ключевого игрока на европейском рынке.
Насалик обвинил «Нафтогаз», что тот поставил крест на ГТС, глава компании ответил, что слова министра наносят стране многомиллионный ущерб. Судя по тому, как «Газпром» нарастил газовые поставки на европейский рынок за последние полтора года, страна может обойтись и без новых спорных «потоков», и без ГТС Украины.
«Мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа… Если система будет не готова, это будет катастрофа», – сказал Насалик в эфире местной телекомпании. Он обвинил во всем топ-менеджмент компании «Нафтогаз Украины», которая сокращает инвестиции в газотранспортную систему.
Министр поддержал газотранспортников: на днях руководство «Укртрансгаза» обвинило материнскую «Нафтогаз» в том, что компания не заинтересована в инвестициях в ГТС Украины из-за рисков строительства Россией газопроводов в обход Украины.
В конце 2019 года заканчивается контракт «Нафтогаза» с российским «Газпромом» на прокачку топлива на Запад. С момента конфликта 2009 года, когда Украина незаконно отбирала газ из трубы, Россия уже построила в качестве альтернативы «Северный поток–1» напрямую в Германию. Затем страна начала работать над проектами «Турецкого потока». В повестке дня еще и второй «Северный поток», перспективы которого в условиях нового закона США об антироссийских санкциях теперь под угрозой.
Как сообщал ранее ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев, представители немецкой Wintershall провели инспекцию этой ГТС и предупредили, что система рухнет уже в 2019 году из-за недофинансирования ремонта, отсутствия запчастей для старинных советских компрессорных станций (см. «НГ» от 01.08.17).
Впрочем, в «Газпроме», вероятно, есть более точные данные – не случайно в конце июня председатель компании Алексей Миллер заявлял, что компания готова и после 2019 года прокачивать через Украину около 10–15 млрд куб. м.
Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин пояснил «НГ», что речь идет не об одной трубе. «В Украине большая система газопроводов и подземных хранилищ газа. Общая пропускная способность падает из-за отсутствия финансирования на поддержание, модернизацию и своевременный ремонт. Но и прежние объемы прокачки уже не нужны, сегодня транзитом через Украину уже поставляется примерно в два раза газа меньше, чем проектные мощности системы. Конечно, там нужно и трубы менять, и ремонтировать целые участки системы, и компрессоры более современные ставить. Сегодня украинская ГТС напоминает старый корабль: заплатку поставили, и он дальше поплыл – не быстро, но поплыл. Правда, инвесторов в этот актив с каждым годом найти все сложнее», – говорит Кулагин.
Обещанные «Газпромом» 10–15 млрд куб. м – это как раз и есть «небыстрое плавание», ведь в 2016 году по системе прошло в Европу 80 млрд куб. м, а Украина получила за транзит от 2,5 до 3 млрд долл. Но вкладывать в ремонт она не хочет, хотя еще в конце 2011 года британская компания Mott MacDonald провела по заказу Еврокомиссии обследование и сообщила, что на реконструкцию и модернизацию нужно потратить 4,8 млрд долл. за семь лет.
Однако от выручки Украина отказываться не хочет. Чтобы сохранить ее в прежнем объеме, украинцы пытаются в Стокгольмском суде доказать, что стоимость транзита должна быть тем выше, чем меньше объем прокачки.
Алексей Миллер приводил расчеты стоимости транзита по разным маршрутам. Транспортировка через «Северный поток–2» более целесообразна, поскольку стоимость транзита там составляет 2,1 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км против тарифа через Украину в 2,5 долл. Кроме того, по данным Миллера, себестоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через Украину. Получается, что украинцы не случайно не вкладывают деньги в ремонт своей системы. Ведь даже в идеальном рабочем состоянии она уже могла и не пригодиться «Газпрому», так как из-за разницы в цене транзита российская компания должна была бы переплатить в течение 25 лет от 25 до 43 млрд долл.
Как бы то ни было, Незалежная, похоже, слишком заложилась на поддержку США и Польши в борьбе с «потоками». Выступая на годовом собрании, Алексей Миллер сообщил, что «Газпром» за шесть месяцев 2017 года увеличил объемы экспорта по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 12,4%, или на 10,5 млрд куб. м, а всего за полтора года объем поставок на европейский рынок увеличился на 30,4 млрд куб. м . «Это сопоставимо с мощностью «Турецкого потока» и более половины мощности «Северного потока–2», – похвалился Миллер.
По данным специализированных СМИ, существует около 90 российских экспортных трубопроводов, по которым Россия передает газ в 13 стран, в том числе в пять стран ЕС. Только решение европейских судов, разрешивших «Газпрому» вопреки претензиям Польши доступ в трубопровод OPAL, принимающий на территории Германии газ из «Северного потока», позволило нарастить транзит газа с 56 до 71,5 млн куб. м в сутки.
Агентство S&P Global Ratings объяснило вчера, кому конкретно могут быть выгодны американские санкции против «Северного потока–2», и украинских компаний там нет. По мнению агентства, сокращение или перебои поставок российского газа в Европу могут привести к повышению цен на газ в Европе, и тогда станет возможен экспорт сюда более дорогого сжиженного природного газа (СПГ). И это приведет к выгоде игроков из США. «По нашему мнению, увеличение объема импорта СПГ вследствие сокращения объемов поставок российского газа может быть благоприятным фактором для таких компаний, как Qatar Petroleum, Shell, Exxon Mobil, Engie и Gas Natural, у которых есть как мощности по производству СПГ в разных странах, так и доступ к экспортным мощностям в США», – написало вчера агентство в своем отчете.
Но в Украине вместо трезвой оценки ситуации и принятия стратегических решений по судьбе ветшающей инфраструктуры занялись излюбленным делом – поиском врагов. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев написал на своей странице в Facebook, что заявления министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика наносят Украине многомиллионный ущерб. «Есть такие друзья, с которыми и враги не нужны», – написал Коболев.
Получается, Украина сама себя вычеркивает из списка ключевых игроков на европейском рынке транспортировки газа, как это было в свое время с Болгарией, которая в угоду примитивно понятым интересам ЕС воспрепятствовала выходу на ее берег российского «Южного потока».
Независимая газета. 08.08.2017