Как Европа сможет ответить США на новый закон о санкциях
Георгий Макаренко
Евросоюз готовит ответ на новые санкции США против России. Торговая и юридическая практика подразумевает широкий спектр встречных мер против США, но ЕС едва ли запустит их до появления реального ущерба, говорят эксперты.
«Мы готовы»
Новость о подписании президентом США Дональдом Трампом закона о санкциях против Ирана, России и Северной Кореи вызвала незамедлительную реакцию в Европе. Буквально через пару часов Вашингтон раскритиковал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Выступая вечером 2 августа в эфире немецкой радиостанции ARD, он отметил: на саммитах G7 в мае и G20 в июле лидеры западных стран договорились, что Америка будет вводить новые санкции по согласованию с союзниками. Если это обещание выполнено не будет, ЕС готов принять ответные меры в отношении США в течение нескольких дней. «Мы готовы. Мы должны защищать наши экономические интересы перед США. И мы сделаем это», — добавил Юнкер.
Европейские политики негативно оценивали новые американские санкции еще при обсуждении первого варианта законопроекта. В середине июня министр иностранных дел Германии и канцлер Австрии первыми назвали законопроект противоречащим интересам Европы. По их мнению, конгресс США принимает его лишь ради собственной экономической выгоды.
Когда месяц назад палата представителей США смягчила проект закона, Юнкер и другие европейские политики отмечали: Вашингтон принял некоторые их замечания, но в целом документ все равно угрожает энергетической безопасности Европы.
Европу за что?
По мнению европейцев, урон их интересам несет «экстерриториальность» нового закона. Согласно его тексту, США накладывают ограничения на участие компаний третьих стран в энергетических, строительных и прочих проектах российских фирм, даже необязательно находящихся под санкциями. Нарушитель этих ограничений может подпасть под финансовые санкции США.
Некоторые страны ЕС уже подталкивают Еврокомиссию к составлению плана ответных мер, рассказал РБК профессор Инсбрукского университета, эксперт клуба «Валдай» Герхарт Манготт. По его словам, это те страны, чьи компании более всего пострадают от нового закона, в первую очередь ФРГ.
26 июля в Брюсселе прошла коллегия Еврокомиссии (заседание совета министров ЕС), по ее итогам еврокомиссары предупредили о готовности принять ответные меры после вступления американского закона в силу. Какими именно могут быть эти меры, в Брюсселе не пояснили. За пару дней до встречи еврокомиссаров Financial Times ознакомилась с запиской, подготовленной к заседанию. Согласно ее тексту, ЕС рассматривает несколько вариантов ответа на односторонние действия США.
Основной упор европейцы намеревались сделать на том, чтобы добиться от Трампа «письменных или публичных» заверений, что европейских компаний ограничения не коснутся. Следующий шаг — использовать европейские законы, чтобы не допустить применения санкций в Европе. Еще одна возможность — введение полноценных ответных мер, но «в согласии с правилами ВТО».
В своем заявлении сразу после подписания закона Трамп назвал его «дефектным и неконституционным», но прямых обещаний не допустить ущерба европейцам не дал. «Кто-то говорит: «Вы не можете так сделать!» Им отвечают, что и те «не смогут так поступить», закручивая спираль упорства. Так и начинаются торговые войны», — предупреждает колумнист Forbes, эксперт Института Адама Смита Тим Уорстолл.
Цивилизованный торг
Борьбу с влиянием американских санкций законодательным путем Европа может вести как на национальном, так и на общеевропейском уровне. Политолог из Льежского университета Квентин Женар в своей статье 2014 года напоминал: принятие в 1996 году законов о санкциях США против Ирана, Ливии и Кубы сопровождалось защитными действиями в Европе.
Так, в Великобритании парламент дополнил закон о торговых интересах 1980 года положением о защите британских фирм от экстерриториальных претензий США. А в ноябре 1996 года Совет ЕС принял постановление о защите стран союза от воздействия экстерриториальных санкций. Согласно принятым тогда мерам, если связанный с американскими санкциями спор дойдет до суда, решение признается действительным только если суд проходит на территории ЕС. К тому же пострадавшие от санкций европейцы могут запросить у Еврокомиссии защиту или даже возмещение ущерба, в случае если Штаты их оштрафуют. Постановление касается только указанных выше американских санкционных законов 1996 года, но Совет ЕС может этот список изменять.
Попытка Европы ограничить действие санкций по правилам ВТО означает подачу иска и начало разбирательства на платформе организации. Такой шаг нередко используется для оспаривания санкций. Например, в августе 2014 года, сразу после принятия российских контрсанкций, Польша пригрозила Москве подать жалобу в ВТО из-за продуктового эмбарго.
Однако рассмотрение жалобы в ВТО — это многоступенчатый процесс, который может занять несколько лет. С момента основания организации в 1995 году по множеству жалоб до сих пор не приняты решения. Если после вынесения решения ВТО ответчик не торопится его выполнять либо стороны за определенный срок не могут договориться по компенсации, истец имеет право запросить у ВТО право ввести экономические санкции.
В большинстве таких случаев спор касался односторонних ограничений в торговле, поэтому в качестве санкций истцы запрашивали у ВТО повышение пошлин для ответчика, пишет в своей колонке директор по внешней торговле Национальной конфедерации промышленности Бразилии Диего Бономо.
Райнхард Крумм, руководитель отдела в немецком Фонде Эберта и эксперт «Валдая», сомневается, что Европа даст решительный ответ Вашингтону в ближайшие дни. «Европарламент на каникулах, остальные же хотят посмотреть закон в действии и практически оценить его влияние на проекты вроде «Северного потока-2». Не исключены и дальнейшие консультации между ЕС и США», — отметил он.
С Круммом согласен профессор Манготт из Инсбрукского института: «Пока европейские компании не почувствуют реального воздействия американских санкций, Еврокомиссия не станет публично объявлять об ответных мерах». Но неофициально, уверен эксперт, европейцы уже предупредили Вашингтон о серьезности своих намерений. По его мнению, европейские санкции могут касаться торговых и инвестиционных отношений с Штатами.
РБК. 03.08.2017