Цена Брекзита ползет вверх

Алексей Портанский

Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

______________________________________________________________________________________________

Лондон готов заплатить Брюсселю 40 млрд евро за выход из Евросоюза. Это сенсационное сообщение опубликовала в воскресном выпуске британская «Телеграф». Подтверждая новость, высокопоставленный сотрудник правительства, на которого ссылается газета, подчеркнул, что предложение Брюсселю конкретной цены за Брекзит – это единственный способ вывести переговоры из тупика, в котором они находятся сегодня.

Разумеется, предложение Лондона вовсе не стоит рассматривать как жест небывалой щедрости. Англичане хорошо умеют считать. Указанную сумму они намереваются заплатить только в случае, если финансовое урегулирование станет частью будущей большой сделки о взаимоотношениях с ЕС, включая торговлю, т.е. доступ к общему рынку.

В этой связи уместно напомнить, что в общем обороте внешней торговли Британии доля Евросоюза составляет 48,5%, в том числе 44% экспорта и 53% импорта. А к 2020 году правительство рассчитывало удвоить объем экспорта, доведя его примерно до 1 трлн фунтов стерлингов. Если с Брюсселем не удастся договориться, то этим планам вряд ли суждено сбыться. Ежегодные потери от неучастия в общем рынке ЕС, согласно расчетам, могут составить минимум 11 млрд фунтов стерлингов в год. Поэтому игра стоит свеч.

Официальные переговоры Лондона с Брюсселем об условиях выхода Великобритании из ЕС стартовали 19 июня. Еврочиновники полагают, что Лондон должен выплатить Евросоюзу в ближайшие годы около 60 млрд евро – в такую сумму оцениваются взятые ранее обязательства Британии перед общим бюджетом ЕС. Сюда же входят выданные Евросоюзом при поддержке Британии кредиты Португалии, Ирландии и Украине. У британцев, разумеется, иное мнение на сей счет – Брекзит собственно и был затеян для того, чтобы избавиться от непомерных платежей Европе, полагают они. Вместе с тем, в высказываниях официальных лиц на сей счет с самого начала звучали некоторые нюансы.

«Соединенное Королевство – это государство, которое уважает свои обязательства», - заявлял еще в марте министр финансов Филип Хаммонд, отвечая на вопрос о перспективах урегулирования долга перед ЕС. Почти одновременно с высказыванием министра специально созданная комиссия британского парламента сообщила, что в случае выхода Британии из состава ЕС без достижения необходимого соглашения, Лондон будет считать себя свободным от каких-либо платежей Брюсселю.

Евросоюз отказывался ранее вести переговоры о будущих взаимоотношениях, включающих торговое соглашение, права граждан Британии и Северной Ирландии в странах ЕС, пока Лондон не произведет все выплаты. На Уайтхолле сочли такие требование неприемлемым и в качестве компромисса предлагают выплачивать ЕС около 10 млрд евро в год в течение трех лет после Брекзита, т.е. после 2019 г. Эти суммы должны быть засчитаны в финальный счет в 40 млрд евро. На берегах Темзы надеются, что это поможет ускорить переговоры по торговле и будущим отношениям.

Инициатива Лондона, безусловно, выглядит конструктивно, однако на немедленные восторги со стороны ЕС вряд ли стоит рассчитывать – предложение должно быть переварено всеми 27 странами-членами ЕС, и все должны дать свое согласие на компромисс. Не исключено продолжение торга по сумме выплаты – Брюссель наверняка будет пытаться подтянуть ее к своему изначальному запросу в 60 млрд евро.

Нельзя сказать, что и в самой Британии существует полное согласие относительно выплаты 40 млрд евро. Премьер-министр Тереза Мэй безусловно поддержит эту цифру, учитывая, что ранее она допускала даже 50 млрд евро. Однако сторонники «жесткого» Брекзита скорее всего будут возражать, ссылаясь на отсутствие гарантий выгодных для Британии торгово-экономических отношений с ЕС в будущем. Как заметил недавно яркий представитель этого лагеря, глава МИД Борис Джонсон, европейские лидеры могут «расслабиться», если ожидают от Британии «чрезмерных» выплат по счету за Брекзит.

Напомним, что вопрос торговых отношений с другими странами после выхода из ЕС с самого начала рассматривался Лондоном как важнейший. В любом случае Британии потребуется согласовать условия торговли с другими странами в рамках Всемирной торговой организации, ибо текущие британские обязательства по товарам и услугам определяются обязательствами Евросоюза в ВТО. Права и обязательства членов ЕС больше не будут автоматически распространяться на Великобританию. Как уточнил в этой связи генеральный директор ВТО Р.Азеведо, «ключевые аспекты условий торговли ЕС нельзя просто вырезать и вставить для Великобритании». Поэтому они должны стать предметом переговоров. Однако подобного прецедента среди стран ЕС нет – даже процесс проведения этих переговоров сейчас не ясен. Как было отмечено выше, торговля со странами ЕС составляет более половины внешнеторгового оборота Британии. Отсюда задача – приложить максимум усилий для сохранения максимально привилегированного доступа к рынку ЕС. И за это придется заплатить в прямом смысле.

Политком.RU. 07.08.2017

Читайте также: