Сербские эксперты: Для Белграда наступает момент выбора
Новый премьер-министр Сербии Ана Брнабич уже в первую неделю своего мандата начала активно создавать информационные поводы. В частности, она якобы заявила в интервью американскому агентству Bloomberg, что Сербия готова отказаться от дружбы с Россией, если придется выбирать между сближением с Москвой и интеграцией в ЕС. Помимо этого, глава сербского правительства не исключила возможность присоединения Сербии к антироссийским санкциям. Позднее сама Брнабич заявила, что ее слова были неверно истолкованы; она встретилась с послом Российской Федерации в Сербии Александром Чепуриным и передала стенограмму разговора с корреспондентом Bloomberg. По ее словам, Сербия, интегрируясь в ЕС, не намерена жертвовать отношениями с Россией.
Однако ажиотаж вокруг интервью Брнабич американскому новостному агентству по-прежнему сохраняется. EADaily опросил сербских экспертов по поводу того, претерпит ли внешнеполитический курс Сербии коренные изменения.
Ана Брнабич в интервью Bloomberg заявила, что продолжит политику предыдущего правительства, и что нельзя игнорировать эмоции сербского народа к России, но стратегической целью Сербии является членство в ЕС, напомнила EADaily директор белградского Центра геостратегических исследований Драгана Трифкович. Фактически с 2012 года сербская власть занимает такую позицию, продолжая проевропейский курс предыдущих властей и выражая желание сохранить хорошие отношения с Россией.
«Если отбросить язык дипломатии, который часто должен быть неопределенным, и посмотреть на факты трезво, станет понятно, что процесс европейской интеграции и развитие сотрудничества с Россией — два разных полюса — считает Драгана Трифкович. — Хотя до определенного момента возможно держать курс на две колеи, понятно, что в какой-то момент Сербия должна определиться».
Как пояснила эксперт, у ЕС четкие правила, которые каждый новый член должен принять. В этом смысле точками поворота для российско-сербских отношений на пути евроинтеграции Сербии будут главы 29 и 31, полагает она.
Глава 29 обязывает страну расторгнуть Соглашение о свободной торговле с РФ и принять единую систему налогообложения импортных товаров, которая действует в ЕС. Глава 31 относится к внешней политике и политике безопасности ЕС. Она обязует государства-члены отказаться своего суверенитета, напомнила Трифкович.
Эксперт уточнила, что в инструкции ЕС, опубликованной в бюллетене Информационного центра ЕС в Белграде, указано: «Государства-члены должны иметь возможность вести политический диалог в рамках Совместной внешней политики и политики безопасности, согласовывать заявления с ЕС, участвовать в мероприятиях ЕС и применять оговоренные санкции и ограничительные меры. От государств, подавших заявление на членство, требуется постепенное приведение в соответствие с сообщениями ЕС, т.е. применение ограничительных мер там, где это необходимо».
Поэтому, объяснила Трифкович, Сербия неоднократно слышала заявления европейских официальных лиц, что она должна ввести санкции против России и привести таким образом свою внешнюю политику в соответствие с требованиями ЕС в процессе присоединения к организации.
«Считаю, что новый премьер-министр Сербии пытается продолжить политику неопределенности, но пространство для маневра намного сузилось. Это подтверждает и реакция, которую вызвало ее интервью», — сказала директор Центра геостратегических исследований. Советник президента Путина по внешней политике Юрий Ушаков, заявил, что Кремль с долей скептицизма относится к заявлению премьер-министра Сербии Аны Брнабич по поводу выбора в пользу ЕС, если страна предстанет перед таким выбором, напомнила она. «Позиция сербского правительства пока непонятна, но она должна проясняться в скором будущем. Поворот в любом случае неизбежен из-за глав 29 и 31», полагает Драгана Трифкович.
Тем не менее, продолжила эксперт, ни одно правительство не должно принимать стратегические решения без согласия граждан Сербии. «Я лично считаю, что вопрос вступления Сербии в ЕС должен быть вынесен на референдум. При этом необходимо открытое и свободное обсуждение данной темы сербской общественностью, благодаря которому граждане Сербии смогут получить верную картину о положительных и отрицательных сторонах членства своей страны в ЕС», — заявила она.
Если даже не брать в расчет чувства сербского народа к России, нельзя пренебречь государственными и национальными интересами, сказала Трифкович. «Главный вопрос, что мы получаем или теряем со вступлением в ЕС, можно задать и по отношении к России. Что нам больше поможет сохранить территориальную целостность — членство в ЕС или сотрудничество с Россией? Сможем ли мы лучше развивать национальную экономику благодаря европейским фондам, или же партнерству с Россией? Необходима ли нам политика безопасности в рамках ЕС (которая может вызвать противостояние с Россией) или военный нейтралитет? Это вопросы, на которые мы, как общество, должны ответить», — полагает сербский эксперт.
Дилемма вокруг заявлений госпожи премьер-министра открыла много интересных моментов, полагает еще один сербский эксперт, кандидат исторических наук Марко Пейович. «Гораздо больше самого ответа на вопрос, что точно госпожа Брнабич сказала, имела ли она право это говорить или нет, значит ли это смену внешнеполитического курса Белграда — гораздо больше всего этого говорит нам реакция и с Востока и с Запада», — заявил Пейович EADaily.
Как полагает эксперт, факт встречи главы сербского правительства сначала с послом США, а затем с послом Российской Федерации явно свидетельствует о том, что борьба за влияние на Балканах усиливается, и что центр тяжести перемещается в Белград. «Найдет ли Сербия в себе достаточно сил, чтобы выстоять и продолжить актуальный внешнеполитический курс, меньше всего зависит от самого Белграда, и гораздо больше — от степени риска, который непременно возникнет», — считает Марко Пейович.
По мнению эксперта, в интересах России — сохранять нынешний статус-кво как можно дольше. В интересах США — полностью интегрировать Сербию в систему НАТО и полностью включить Балканы в сферу влияния Вашингтона. Для Сербии лучший вариант — тот, который меньше всего будет стоит в материальном и моральном смысле. «Поэтому власти в Белграде постараются сохранить актуальную политику как можно дольше, требуя понимания и от Москвы, и от Вашингтона, и от Брюсселя. А если придется выбирать, страна что-то потеряет в любом случае — или в материальном, или в моральном смысле», — резюмировал Пейович.
EurAsia Daily. 08.07.2017