Санкционная политика США становится неприемлемой для ЕС
Алексей Портанский
Новый пакет антироссийских санкций Вашингтона ударит не только по взаимоотношениям США - Россия, но и США - Евросоюз. Как известно, целый ряд энергетических компаний ЕС могут понести ущерб от этих санкций и в результате под угрозой может оказаться энергетическая безопасность Старого света. В Париже уже квалифицировали готовящийся американский закон о санкциях как противоречащий нормам международного права. И, если сих пор Европа координировала с США свою санкционную политику в отношении России, но теперь делать это становится все сложнее.
По данным европейского интернет-издания Euractiv, в числе совместных проектов компаний из России и ЕС, которые могут пострадать от санкций США, помимо «Балтийского СПГ» - газопровод «Голубой поток» (Eni и «Газпром»), трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (Shell, ENI и «Роснефть»), «Северный поток» и «Северный поток-2» («Газпром» и ряд европейских компаний). Также в списке попадающих под риски проектов - расширение завода СПГ «Сахалин-2» (Shell и «Газпром»), Южно-Кавказский газопровод и месторождение Шах-Дениз (BP и «Лукойл»), месторождение Зохр на шельфе Средиземного моря (BP, ENI и «Роснефть»).
Новый американский закон будет санкционировать любую компанию, которая действует не только в сфере разработки, но также модернизации и поддержки связанных с Россией проектов во всех странах. Как считает уполномоченный правительства Германии по сотрудничеству с Россией, Центральной Азией и странами Восточного партнерства Г.Эрлер, в тексте закона четко прописан отказ от проекта «Северный поток-2», но на самом деле подпасть под санкции может любое сотрудничество между ЕС и Россией в сфере энергетики вплоть до ремонта трубопроводов, от которых зависит снабжение Евросоюза энергией. В этой связи в Европе все чаще говорят о том, что Вашингтон использует санкции для продвижения экспорта собственных энергоресурсов.
Заявляя о приверженности санкционному режиму в отношении России, Брюссель в сложившейся ситуации пытается всеми силами убедить Вашингтон исключить риски для европейских компаний. Если США все же ужесточат антироссийские санкции без учета интересов ЕС, Еврокомиссия намеревается отреагировать соответствующим образом. Рассматриваются несколько вариантов такой реакции. Самый мягкий вариант - потребовать от администрации президента Трампа «публичного или письменного заверения», что введение новых санкций не затронет интересы Евросоюза. Если это не подействует, то следующий вариант допускает принятие собственных законов, которые позволят не признавать или не выполнять условия санкций США. Наконец, третий вариант предполагает применение ответных мер в рамках ВТО.
Обострение торгово-экономических отношений между США и ЕС с политическим подтекстом случается не впервые, и у Брюсселя имеется определенный опыт для принятия мер в отношении своего главного партнера и союзника. Этот опыт, в частности, связан с американским законом Хелмса-Бертона, также нарушавшим нормы международного права, который был принят в марте 1996 г. и устанавливал помимо действовавшей экономической блокады Кубы дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с этой страной. Тогда Евросоюз посчитал, что его торговым интересам нанесен ущерб и направил соответствующую жалобу в ВТО, указав, что этот американский акт нарушает ряд статей ГАТТ. Разбирательство по той жалобе Брюсселя было достаточно сложным и долгим, однако, в конечном счете европейцам удалось вывести свои компании из-под действия закона Хелмса-Бертона. Следует также добавить, что в 1997 г. законодательные меры по противодействию закону Хелмса-Бертона были приняты в Канаде.
Другой показательный пример связан с принятой в США в октябре 2000 года так называемой поправкой Берда. Скандальная поправка позволяла американским компаниям требовать от правительства компенсации убытков, связанных с недобросовестной конкуренцией со стороны иностранных производителей. В случае введения правительством мер защиты средства от взимания пошлин получала не государственная казна, а американские компании-инициаторы антидемпингового или компенсационного расследования. В результате некоторые американские компании обогатились на десятки и сотни миллионов долларов. Иски в ВТО о незаконности этого акта подали сразу 11 стран в том числе Евросоюз, и в качестве третьих сторон к разбирательству присоединились еще 6 государств. В сентябре 2002 года ВТО рекомендовала США отменить поправку Берда. Американцы, однако, затянули с ее отменой вплоть до 2007 г., поэтому после решения ВТО о несоответствии поправки правовым нормам организации Евросоюз и ряд других стран ввели дополнительные пошлины на импорт из США.
Приведенные примеры показывают, что противодействие экстерриториальным законам США, нарушающим международное право, реально, хотя и связано с длительными и сложными юридическими процедурами. Особенность сегодняшней ситуации раздора между Брюсселем и Вашингтоном состоит в ином по сравнению с прошлыми временами контексте двусторонних отношений, который возник после прихода в Белый дом Дональда Трампа. Вашингтон попытался взять курс на переформатирование отношений с Европой на двустороннюю основу и сворачивание отношений с Брюсселем, что не могло не встревожить лидеров Евросоюза. Показательным негативным жестом новой американской администрации в отношении Брюсселя явилось назначение на пост посла США в ЕС Тэда Мэллока, открыто заявлявшего о своем пессимизме в отношении дальнейшего существования Евросоюза и, как следствие, - бесперспективности переговоров США-ЕС о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве.
Визит Д.Трампа в Европу в мае 2017 г., его участие в саммитах «семерки» и НАТО, двусторонние встречи с лидерами стран ЕС обнаружили целый ряд разногласий между США и Евросоюзом по вопросам торговли, изменения климата, совместной обороны и др. Как отмечали ведущие газеты стран ЕС в этот период, поведение американского президента наносит ущерб трансатлантическим отношениям.
Тем не менее, в сложившейся обстановке Брюссель вряд ли будет спешить с принятием каких-либо жестких торгово-экономических мер в отношении Вашингтона. Нельзя забывать, что США и ЕС остаются сегодня крупнейшими в мире партнерами в рамках двусторонней торговли - ежедневный объем товарообмена между ними составляет около 2 млрд долл., а за 2016 год их объем торговли товарами составил 686 млрд долл. В то же время и нынешняя санкционная политика Вашингтона не может быть приемлема в Брюсселе.
ИМЭМО РАН. 28.07.2017