Ориентир – «приднестровский Сингапур»

Андрей Моспанов

В Тирасполе состоялся Приднестровский международный экономический форум, в котором, помимо местных экспертов, приняли участие представители 15 стран ближнего и дальнего зарубежья, включая членов ЕАЭС Россию и Белоруссию. Для нового правительства ПМР, пришедшего в начале нынешнего года, это первое такого рода масштабное мероприятие.

То давление, которое Приднестровье испытывает сегодня со стороны Молдовы и Украины, безусловно, сказывается и на деловой активности, и на инвестиционном климате в республике. Однако, как показали дискуссии в рамках трехдневного форума, в ПМР есть много и внутренних проблем. Часть из них досталась еще со времен экс-президента Игоря Смирнова, другая часть, по мнению новой власти, усугубилась в период правления Евгения Шевчука.

Так, по словам приднестровского премьера Александра Мартынова, дефицит бюджета республики сегодня достигает 20% от местного ВВП. Это в пять-шесть раз больше, чем в России. Государственные расходы составляют более половины ВВП, что тоже много для развивающейся экономики. При этом девять десятых бюджетных расходов приходится на заработную плату в госсекторе и выплаты социального характера, прежде всего пенсии. Работником бюджетной сферы является в республике каждый второй занятый. В целом же соотношение пенсионеров и занятых уже давно приблизилось к 1:1, что также является критическим показателем для любой страны с распределительной системой пенсионного обеспечения.

Звучали на ПМЭФ и другие цифры. Например, свидетельствующие о том, что доля плохих активов, проблемной задолженности в банковской системе сегодня составляет до 26-27%, а налоговая нагрузка на экономику – около 35%. С такой нагрузкой, как считают местные специалисты, связан и высокий размер «теневой» экономики – в ПМР он, по различным данным, достигает в общей сложности 25-34%.

***

Понятно, что решать эти проблемы нужно в комплексе. Что здесь предлагает новое приднестровское правительство? Прежде всего, акцент будет сделан на том, чтобы уменьшить ту самую налоговую нагрузку. Проект концепции бюджетной и налоговой политики ПМР на 2018 год и среднесрочную перспективу, разработка которого сейчас завершается, предполагает снижение ее в некоторых отраслях на 30-50%. А в целом по экономике налоговая нагрузка, по словам министра экономического развития Сергея Оболоника, сократится до 25-26%. В ответ местное правительство ожидает выхода бизнеса из тени.

Сокращать размер теневой экономики, впрочем, одновременно будут и административными методами. Изменится система налогового администрирования – приднестровский Минфин здесь планирует внедрить российскую практику, введя для налогоплательщиков три степени риска. Тех, у кого риск уклонения от уплаты налогов сочтут высоким, станут проверять раз в год, со средней степенью риска – раз в два года, а у тех, у кого эта степень будет признана низкой, – раз в пять лет. Уменьшить теневой сектор, кроме того, может и увеличение доли безналичных платежей в общем обороте.

Также Приднестровье ждут административные реформы. Правительство обещает более компактную систему органов госвласти, создание электронного правительства (о чем речь в ПМР идет уже не первый год), единого портала госуслуг и системы электронных паспортов граждан. Есть планы, связанные с увеличением доли малого бизнеса в структуре ВВП. Но здесь цель пока выглядит довольно скромной: к 2019 году поднять эту долю с нынешних 10% до 12%.

В целом же на прошедшем форуме и приднестровский премьер Александр Мартынов, и глава местного Центробанка Владислав Тидва отмечали, что ПМР надо уходить от экономики потребления и двигаться к экономике инвестиций. Это коснется, в том числе, и госрасходов – акцент тут сместится с текущего потребления на капитальные вложения.

По словам В.Тидвы, республике нужны большие внешние инвестиции – внутренних ресурсов для экономического подъема не хватит. Поэтому одной из инициатив на форуме стал проект нового приднестровского закона об инвестициях. Ряд предложений в нем заимствован из практики стран Евразийского экономического союза – России и Казахстана. Так, в частности, предполагается, что с крупными инвесторами-промышленниками будут заключаться специальные льготные инвестиционные контракты сроком до 5 лет. Кроме того, инвесторы смогут получать натурные гранты – государственное имущество во владение. И, наконец, для тех, кто решит вложить серьезные средства в приднестровскую экономику, станет действовать так называемая стабилизация законодательства – даже если закон изменится, инвестор сможет сохранить для себя тот налоговый режим, при котором он начинал работать.

На форуме прозвучали и другие предложения, например развивать в Приднестровье IT-отрасль, так как экспорт программных продуктов легко обойдет любую блокаду на границе, и именно в IT сегодня создается высокая добавленная стоимость. Такие предложения в ПМР звучат довольно давно. Возможно, именно сейчас они в какой-то мере станут реальностью.

В середине июня приднестровские власти провели 40%-ную девальвацию местного рубля – фактически до 16 рублей за доллар. Для населения это не очень хорошо, но зато должно поддержать экспортеров, которые во времена Е.Шевчука испытывали большие трудности именно из-за жесткой монетарной политики. Новое руководство приднестровского Центробанка как раз и рассчитывает на рост экспорта примерно на 20%.

Особенно это может помочь тем, кто отправляет продукцию на восточные рынки. Отметим, что за первые пять месяцев нынешнего года, еще до «официальной» девальвации приднестровского рубля, экспорт из ПМР в Россию вырос по сравнению с прошлым годом на 9,2 млн долларов, или почти на 60%.

На форуме шла речь и о социальных проблемах Приднестровья, в частности о необходимости введения страховой медицины. Но как подойти к этому вопросу в условиях истощения демографических ресурсов и нехватки социальных инвестиций, пока непонятно.

***

Заметным на ПМЭФ получилось выступление первого вице-президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павла Сигала. Он стал главным российским экспертом, и от него члены приднестровского правительства получили тот «взгляд со стороны», которого так ожидали. П.Сигал считает, что кризис в приднестровской экономике приобрел затяжной характер, для выхода из него нужно будет провести глубокие реформы и сделать это быстро. А целью должно стать создание деловой среды, которую представитель «Опоры России» условно назвал «приднестровским Сингапуром».

Гость из Москвы перечислил и некоторые конкретные задачи: прийти к сбалансированному бюджету (то есть увеличить доходы и сократить расходы), отказаться от избыточного госуправления, упростить регистрацию и ликвидацию бизнеса, создавать для бизнеса специальные фонды господдержки. По его словам, за малым бизнесом, как и в России, должно оставаться 20% госзакупок.

Павел Сигал призвал двигаться к созданию «приднестровского Сингапура»

Приднестровью, как отметил П.Сигал, нужно срочно принимать меры и для удержания квалифицированных кадров – не только их готовить, но и остановить эмиграцию специалистов.

Основным же резервом приднестровской экономики первый вице-президент «Опоры России» считает сельское хозяйство. По его мнению, республике нужно сместить акцент от массового выращивания зерновых (это легкий путь, но и доходов, и рабочих мест он дает немного) к овощеводству, плодоводству и виноградарству, чем Приднестровье славилось еще в советские времена. Вклад сельскохозяйственного производства в ВВП республики тогда может вырасти в 8-10 раз.

Для этого, правда, опять же нужны большие инвестиции – по различным подсчетам, около 1 млрд долларов, а общий кредитный портфель всех банков ПМР колеблется в пределах 300-350 млн. То есть вновь остается один расчет – на привлечение в приднестровское сельское хозяйство масштабных российских вложений.

______________________________

Фото http://gov-pmr.org/item/9618

Ритм Евразии. 14.07.2017

Читайте также: