«Газпром» вынужден наращивать транзит через Украину. До поры до времени
Кирилл Соков
Постоянные стенания, раздающиеся из Киева и Брюсселя, о сокращении транзита российского газа через Украину, что ставит последнюю чуть ли не на грань экономического краха, оказываются ни на чем не основанными. Реальное положение дел обстоит ровно наоборот.
В январе-мае этого года «Газпром» поставил в страны Евросоюза через украинскую газотранспортную систему рекордные объемы природного газа. Пойти на это его заставила нехватка газотранспортных мощностей на других направлениях, что сделало Украину единственным вариантом увеличения транзита.
В начале июня «Укртрансгаз» сообщил, что за первые пять месяцев объем поставок российского газа через украинскую ГТС вырос на 22% по сравнению с тем же периодом 2016 г. и на 64% в сопоставлении с январем-маем 2015 г. В результате объем транзита достиг рекордного показателя за последние пять лет, превысив средний уровень января-мая 2013-2016 гг. почти на 9 млрд кубометров. В абсолютных цифрах объем транзита российского газа через украинскую ГТС за пять месяцев достиг 38,26 млрд кубометров, что больше показателей 2016 г. на 6,86 млрд (22%), 2015 г. – на 14,90 млрд кубометров (64%) и 2014 г. – на 7,71 млрд (25%).
В сообщении «Укртрансгаза» подчеркивается, что объемы транзита по другим маршрутам в этот период оставались почти стабильными, и рост спроса на российский газ в Европе «Газпром» покрывал, используя возможности и гибкость прямых поставок через Украину. При этом ее газотранспортная система, как подчеркивают «Вести.Экономика», остается недозагруженной, так как ее возможности позволяют экспортировать на Запад до 140 млрд кубометров в год.
Наращивание поставок газа через Украину вызвано отнюдь не преимуществами ее ГТС по сравнению с другими маршрутами – газопроводами «Северный поток-1», «Ямал–Европа» и «Голубой поток», а тем, что возможности этих трех потоков по увеличению поставок газа уже почти исчерпаны, работают они практически на полную мощность.
За 2016 г. среднегодовая загрузка «Северного потока-1», пропускная способность которого достигает 55 млрд кубометров в год, составила 80%. Причем объем поставок по нему ежегодно растет. Если в 2013 г. он составлял 23,8 млрд кубометров, то 2016 г. – 43,8 млрд (80% загрузки). Всего же на конец прошлого года европейским потребителям по «Северному потоку» было поставлено 154,4 млрд кубов российского газа. 29 декабря 2016 г. председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что «Северный поток» загружен более чем на 100%, пропуская в сутки 150 млн кубов. В январе «Газпром» трижды фиксировал рекордные поставки в размере 165,5 млн кубов в сутки, что на 10% превышает проектную мощность газопровода.
Но это в зимний период. В целом же на протяжении года отмечается неполная загрузка «Северного потока», что объясняется и ограничением доступа к газопроводу Opal, по которому российский газ доставляется от балтийского побережья Германии до Чехии. Еврокомиссия разрешила «Газпрому» использовать лишь 50% пропускной мощности газопровода, которая составляет 36 млрд кубометров в год, так как стремится помешать жесткому контролю поставщиков газа над газотранспортными системами. В октябре прошлого года ЕК разрешила «Газпрому» увеличить транзит газа по Opal, зарезервировав для независимых поставщиков от 10 до 20% незадействованных мощностей.
Это решение сразу же сказалось на транспортировке газа через ГТС Украины. В конце декабря «Нафтогаз Украины» констатировал снижение объемов поставок, расценив это как «целенаправленные действия по ограничению транзита через украинскую газотранспортную систему». По данным «Нафтогаза», с 22 декабря 2016 г. поставки газа по маршруту Nord Stream-OPAL увеличились с 57,1 до 80,5 млн куб. м в сутки (на 41%), а суточный транзит через украинскую ГТС сократился со 148,9 до 120,8 млн кубов (на 19%). Суммарно объем поставляемого в ЕС газа почти не изменился, перераспределившись в пользу Nord Stream-OPAL, что вызвало явное раздражение Украины. «Данные ENTSOG (Европейская сеть операторов систем передачи газа. – Ред.) позволяют предположить взаимосвязь между увеличением использования OPAL и уменьшением транзита Украиной и Словакией, – сообщил «Нафтогаз». – Это ставит под сомнение утверждение о том, что решение Еврокомиссии о расширении доступа «Газпрома» к OPAL и отступление от стандартного европейского законодательства не приведут к уменьшению объемов транзита российского газа через территорию Украины».
Решение Еврокомиссии по Opal вызвало недовольство не только Киева, но и Варшавы, хотя ее это решение напрямую не затрагивало. Президенты двух стран выпустили совместное заявление, утверждая, что решение ЕК создает риск для поставок газа между Украиной и Польшей. При этом А.Дуда и П.Порошенко «благоразумно» не стали привлекать внимания к тому обстоятельству, что Польша получает российский газ не через Украину, а по газопроводу Ямал–Европа, который проходит через Белоруссию. В декабре 2016 г. польская компания PGNiG Supply&Trading подала в Европейский суд иск с требованием приостановить решение ЕК по Opal, который был удовлетворен. В марте 2017 г. иск против Еврокомиссии подал и «Нафтогаз Украины», по мнению которого решение ЕК «усиливает доминирование «Газпрома», угрожая «эффективному функционированию внутреннего рынка ЕС и Энергетического сообщества». С точки зрения Киева Еврокомиссия также нарушила 274-ю статью соглашения об евроассоциации Украины, обязательства ЕС и Энергетическую хартию.
Цель этих исков – не допустить увеличения транзита российского газа по альтернативным газопроводам с тем, чтобы обеспечить его поставки по традиционному маршруту – через украинскую территорию. Причем в позиции Варшавы явно преобладают не экономические, а политические мотивы, диктуемые ее русофобией. Если Киев от расширения доступа «Газпрома» к Opal несет экономические потери, то у Варшавы финансовой заинтересованности в этом нет. Зато прослеживается горячее желание поддержать Украину, которая в соответствии с господствующими среди польской элиты взглядами должна служить «барьером» против «российской агрессии» в отношении стран Восточной Европы.
Россия же, как отметил министр энергетики РФ А.Новак, не понимает действий Польши против Opal, так как ранее она сама отказалась от расширения газопровода Ямал–Европа на своей территории.
Неудивительно, что «Газпром» в такой ситуации вынужден наращивать экспорт газа в Европу через украинскую ГТС. В условиях наложенных на «Северный поток» ограничений других вариантов удовлетворения растущего спроса на российский газ у него пока попросту нет. Но это же обстоятельство и питает настойчивое стремление России поскорее ликвидировать критическую газотранспортную зависимость от Украины.
Перспективы украинской ГТС в свете планов России построить «Северный поток-2», «Турецкий поток», а возможно, и возродить проект «Южного потока» через Болгарию выглядят отнюдь не радужными. Как заявил в июне на Петербургском экономическом форуме А.Миллер, к 2020 г. после оптимизации «Газпромом» экспортных маршрутов транзит газа через Украину составит 10-15 млрд кубометров в год. Учитывая, что в 2016 г. через украинскую ГТС в Европу было поставлено 82,2 млрд кубометров, объемы поставок сократятся в 5,5-8 раз. Главной причиной отказа от украинского транзита глава «Газпрома» назвал уровень тарифов – стоимость прокачки газа через украинскую ГТС сегодня составляет 2,5 долл. за тысячу кубометров на 100 километров, а по «Северному потоку» – 2,1 долл. Отказ от транзита через Украину принесет «Газпрому» за четверть века огромную экономию в размере от 25 до 43 млрд долл.
В решении России сократить украинский транзит политики не меньше, чем экономики. Москва попросту не хочет кормить киевский нацистский режим, перечисляя ему ежегодно в качества платы за транзит 2 млрд долл. При этом политическая ситуация на Украине далека от стабильной и обеспечить безопасность газопроводов в случае обострения обстановки будет попросту некому. К тому же украинская ГТС требует ремонта, который не проводился уже более четверти века, что опять-таки угрожает стабильности поставок, особенно в зимний период. Не меньше России в «Северном потоке-2» заинтересована и Германия, которой он позволит стать главным газовым хабом Европы и тем самым закрепить свое доминирующее положение в ЕС.
Несмотря на некоторые успехи в активном противодействии строительству «Северного потока-2», Киев неизбежность потери российского транзита все же осознает. 4 июля заместитель министра энергетики по европейской интеграции Наталья Бойко в эфире украинского Пятого канала заявила, что в случае прекращения транзита Украина будет использовать свои подземные хранилища как газовые хабы, предназначенные для хранения поставляемого в Европу газа. Хотя и почти тщетную надежду сохранить роль одного из главных транзитеров российского газа Киев при этом не теряет.
Ритм Евразии. 14.07.2017