Анкара лоббирует поставки туркменского газа в ЕС
Виктория Панфилова
Сегодня в Баку министры иностранных дел Азербайджана, Турции и Туркменистана обсудят вопросы дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере. Анкара выступает в качестве главного лоббиста поставок туркменских углеводородов в Европу через Азербайджан. Туркменский газ вслед за туркменской нефтью начнет поступать на европейский рынок.
Нынешняя встреча министров иностранных дел Азербайджана – Эльмара Мамедъярова, Туркменистана – Рашида Мередова и Турции – Мевлюта Чавушоглу уже четвертая. Подписанная ранее Бакинская декларация заложила основу трехстороннего формата отношений наиболее близких в культурном и языковом отношении тюркоязычных государств.
«Данный формат – экономический – открывает новые горизонты будущего сотрудничества Азербайджана, Турции и Туркменистана», – сказал «НГ» глава Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан. Ашхабад для вывода своих углеводородов на мировые рынки осваивает новый маршрут – через Азербайджан. Принято считать, что Туркменистан – газовая держава, однако основной доход в бюджет страны приносит в последнее время не газ, а нефть. Поэтому на встрече речь пойдет о поставках туркменской сырой нефти и нефтепродуктов на мировой рынок через Азербайджан и Турцию.
«Сырая нефть после доставки в Баку танкерами поставляется по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (ВТС) в турецкий терминал Джейхан. Туркменские нефтепродукты же экспортируются через азербайджанский терминал в Грузии – Кулеви. В прошлом году объемы поставок сырой нефти впервые достигли 4,3 млн т. В нынешнем году ожидается их увеличение до 4,5 млн т. Это хороший показатель», – отметил эксперт. По его мнению, Туркменистан видит, что западное направление работает и приносит определенные дивиденды. Поэтому туркменские власти приняли решение больше не использовать для экспорта сырой нефти российский терминал в Махачкале и весь объем – около 1 млн т – намерены направлять на мировые рынки через Азербайджан. «Если учесть, что в нынешнем году должна заработать железная дорога Баку–Тбилиси–Карс, то есть вероятность того, что будут увеличены и объемы поставок нефтепродуктов. Тем более что между Баку и Ашхабадом подписано соглашение о снижении тарифов на паромную переправу и завершена модернизация Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ). Сейчас в прикаспийских странах, я не беру в расчет Россию, самую качественную продукцию выпускает ТКНПЗ. И со следующего года он будет выпускать нефтепродукты марки «Евро-5». Рынки есть, производство есть. Азербайджан предлагает хорошую логистику. В этом контексте почему эти звенья – транспортировку и энергетику – не соединить в единое энергетическое пространство», – сказал Шабан.
На вопрос «НГ», остается ли актуальным спор между Ашхабадом и Баку о принадлежности нефтеносного месторождения «Сердар», или, как его называют в Азербайджане, – «Кяпаз», эксперт ответил, что в настоящее время это не является предметом переговоров. (Подробнее см. «НГ» от 02.09.16 «Труба в обмен на месторождение».) «Этот вопрос был слишком политизирован, коммерческой ценности «Кяпаз» не имеет. Месторождение не стоит того, чтобы сейчас портить отношения, которые находятся на подъеме».
Что же касается газовых проектов, то, как сказал Ильхам Шабан, «ни один из министров иностранных дел трех стран официально о намерении поставлять туркменский газ через Азербайджан в Турцию и далее в Европу не заявлял». «Но если учесть, что между Туркменистаном и Евросоюзом идут регулярные консультации по поставкам туркменского газа в европейском направлении, то шанс на реализацию такого проекта остается».
Напомним, что один из разрабатываемых маршрутов – присоединение Туркменистана к проекту транспортировки азербайджанского газа в Европу через Турцию («Южный коридор»). Если удастся подключить к проекту Туркменистан, то Азербайджан становится еще и газовым транзитером. Удобное географическое положение страны дает возможность использовать еще и этот статус.
Туркменистан желает продавать газ «на своей границе». Поэтому в вопросе строительства газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан он был достаточно пассивен. Пассивность может объясняться пониманием того, что такой проект реализовать невозможно. Против реализации проекта выступают Россия и Иран. Причем они выдвигают как правовые соображения, связанные с тем, что статус Каспия до сих пор не определен, так и связанные с экологией. Чтобы разрешить эту проблему, пять прикаспийских стран должны прийти к консенсусу, но до этого еще далеко. Как сказал РИА Новости Эльмар Мамедьъяров, согласовано 70–80% итогового документа. Следовательно, судьба подводного газопровода пока будет оставаться неопределенной. Вполне вероятно, что Запад может поддержать проект строительства компрессорных станций для производства сжиженного газа. Но и в этом случае Азербайджан не утратит позиции транзитной страны.
Независимая газета. 19.07.2017