Тбилиси обвиняет Москву в нарушении договора
Юрий Рокс
МИД Грузии обнародовал на своем сайте заявление, в котором подверг резкой критике Москву за «уклонение от имплементации соглашения по таможенному мониторингу». Российская сторона пока не прокомментировала выпад грузинских коллег. Но очевидно, что очередные противоречия и претензии реализацию проекта восстановления транспортных коммуникаций через частично признанные Абхазию и Южную Осетию, и без того находившегося в подвешенном состоянии, никак не ускорят.
Раздражение Тбилиси вызвали события, произошедшие в начале июня на Петербургском экономическом саммите. Участвовавший в мероприятии президент Южной Осетии Анатолий Бибилов на одной из сопутствовавших встреч заявил, что Цхинвали готов обеспечить транзит грузов между Россией и странами Южного Кавказа. Речь идет о маршруте через Рокский тоннель. Бибилов при этом подчеркнул, что это возможно только в том случае, если Южная Осетия будет равноправным партнером всех участников проекта.
МИД России спустя несколько дней прокомментировал заявление цхинвальского лидера. 6 июня внешнеполитическое ведомство России приветствовало «эту конструктивную и ответственную позицию, которая открывает реальную перспективу развития системы торгово-экономических коммуникаций в Закавказье в интересах всех стран региона». МИД призвал раздраженный одним только заявлением Бибилова Тбилиси «проявить столь же конструктивный настрой».
Настрой Тбилиси выразился в протестном заявлении, в котором позиция России расценивается как уклонение от выполнения договора «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли между правительством Грузии и правительством Российской Федерации», заключенного 9 ноября 2011 года.
«Объектом и целью данного соглашения является мониторинг торговли между Грузией и РФ», – говорится в заявлении грузинской стороны и отмечается, что после подписания документа при содействии Швейцарии, как правило, посредничающей между Россией и Грузией в условиях отсутствия дипломатических отношений между ними, «были предприняты значительные шаги к практическому задействованию» этого договора. В частности, была выбрана нейтральная компания, которая должна проводить таможенный мониторинг грузооборота между Грузией и Российской Федерацией. «При конструктивности Грузии с этой компанией удалось согласовать текст соответствующего контракта, определить несколько юридических документов для содействия имплементации процесса. Со стороны территории, контролируемой Грузией, было определено местоположение возможных терминалов. Таким образом, еще год назад Грузия завершила все предварительные процедуры для подписания контракта с нейтральной компанией и выполнения соглашения», – говорится в заявлении.
МИД Грузии подчеркивает, что комментарий МИД РФ по заявлению Бибилова «целенаправленно вводит процесс в тупик… российская сторона пытается представить оккупированный Цхинвальский регион участником вышеупомянутого соглашения, оформленного в 2011 году между двумя странами, принципиально неприемлема для грузинской стороны, и это с самого же начала было известно официальной Москве». «РФ стоит вернуться в правовые рамки, пересмотреть свою неконструктивную позицию и приступить к безоговорочному выполнению своих международных обязательств», – говорится в заявлении грузинского внешнеполитического ведомства и подчеркивается, что, со своей стороны, Грузия поддерживает фундаментальный принцип Всемирной торговой организации об открытости торговли и призывает членов этой организации «дать принципиальную оценку этому деструктивному шагу России и не допустить политизации имплементации соглашения от 2011 года».
«НГ» уже писала о некоторой активизации сторон в вопросе восстановления транспортного сообщения через Абхазию и Южную Осетию (см. номер от 19.04.17). Наиболее важным считается ввод в эксплуатацию абхазского участка железной дороги. Вопросы с таможенными пунктами предлагалось решить с помощью швейцарской частной компании, которая могла бы работать на четырех пунктах – на российско-абхазской границе, абхазо-грузинской, российско-югоосетинской и югоосетино-грузинской. Частично признанные республики не скрывают своего желания обходиться без швейцарцев. Однако их самостоятельный контроль категорически неприемлем для грузинской стороны, закономерно утверждающей, что такой сценарий тождественен легитимизации суверенитетов неподконтрольных автономий. И свою позицию, очевидно, не изменит.
Сами эти направления сообщения Грузии не особо важны с учетом нынешнего геополитического расклада. Свои задачи в торговых, скажем, отношениях с Россией она успешно решает в обход и Абхазии и Южной Осетии – по трассе через Верхний Ларс или по азербайджанской железной дороге. Чуть дороже, возможно, но без каких-то политических подводных рифов. К тому же, скажем, восстановление железнодорожного движения через Абхазию Тбилиси время от времени связывает с вопросами обеспечения по ней российской военной базы в Армении, которую расценивает как угрозу регионального масштаба.
На самый крайний случай у Тбилиси остается так называемая аварская дорога, практически готовая с российской стороны. Сейчас грузинские власти не хотят строить свой участок дороги, утверждая, что при нынешних отношениях с Россией от этой трассы ничего, кроме неприятностей, не дождаться. Разумеется, это отговорка, потому что российские танки и без аварской дороги находятся в 60 км от Тбилиси в Южной Осетии. Так что если вдруг каким-то образом аварская дорога станет необходимой по экономическим соображениям, то грузинская сторона возьмется за прокладку своего участка, не особо мешкая.
Таким образом, реабилитация сообщения через Абхазию и Южную Осетию нужна самим частично признанным республикам – это позволит рассчитывать на какие-то поступления в их бюджеты, сегодня почти полностью наполняемые Россией. Вероятно, нужна самой России для связи со своим единственным стратегическим партнером на Южном Кавказе – Арменией, где дислоцирована крупнейшая в регионе база. И необходима самой Армении, продолжающей оставаться в полублокадном состоянии. Однако, кажется, все заинтересованные стороны давно уже поняли, что без согласия Грузии ничего не получится.
Независимая газета. 09.06.2017