ШОС могут усилить ядерные державы
Владимир Скосырев
В Казахстане завтра открывается конференция на высшем уровне Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ее главным событием станет прием Индии и Пакистана. ШОС теперь охватит страны с почти половиной населения мира, станет одной из крупнейших региональных организаций. Но эксперты опасаются, что из-за противоречий Дели и Исламабада она станет неэффективной. Не случайно встреча между премьер-министрами двух государств на полях саммита не состоится.
Казахстан постарался использовать саммит для продвижения успехов своей промышленности и сельского хозяйства на международный уровень. В день начала конференции в Астане откроется выставка ЭКСПО-2017. По словам министра иностранных дел Казахстана Кайрата Абдрахманова, ожидается, что в торжественном мероприятии примут участие 17 глав государств и правительств. Цифра впечатляет. То, что такое количество лидеров, в том числе президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин, глава правительства Индии Нарендра Моди, сочли необходимым участвовать в саммите, говорит о том, что ШОС становится влиятельным блоком. Это, конечно, не НАТО, члены которого обязаны приходить на помощь в случае нападения на одного из них.
Тем не менее в Астане будет принята конвенция о противодействии экстремизму. Значит, государства ШОС намерены улучшить взаимодействие на этом направлении.
Но как быть с Индией и Пакистаном, которые обвиняют друг друга в потворстве террористам? В экспертной среде обеих стран считают, что расширение ШОС может улучшить «геополитический ландшафт» в Южной и Центральной Азии. Так, Азиз Ахмед Хан, бывший ответственный сотрудник Министерства иностранных дел Пакистана, говорит, что Индия и Пакистан могли бы разрешить спорные вопросы и установить взаимовыгодные отношения при содействии организации.
А профессор Фунчук Стобдан, бывший посол Индии в Киргизии, утверждает, что ШОС может содействовать постепенному потеплению индо-пакистанских отношений, особенно потому, что Пекин кровно заинтересован в стабильной обстановке в Южной Азии. Только в этом случае можно будет полностью реализовать проект «Один пояс – один путь». Профессор не исключает, что Дели и Исламабад могут делиться разведывательной информацией о террористах и даже проводить совместные военные учения.
Однако влиятельная индийская газета Hindustan Times пишет, что вражда между Индией и Пакистаном усиливается. И это бросает тень на саммит. В Астану прилетят и Моди, и премьер-министр Пакистана Наваз Шариф. Два года назад они встретились в кулуарах саммита ШОС в Уфе. Тогда была разработана «дорожная карта» по нормализации связей. Но этот план остался на бумаге. Фактически связи за эти два года ухудшились. Индийский чиновник сказал газете: «Армия играет все более значительную роль в пакистанской политике по отношению к Индии. Было сделано все, что можно, чтобы испортить отношения на разных фронтах. От пакистанской стороны не поступало обращений о какой-либо встрече».
Вылазки террористов через границу и приговор в Пакистане к смерти бывшего офицера индийских ВМС, обвиненного в шпионаже, не позволят Моди сделать шаг к снижению напряженности, прогнозирует газета.
Похоже, это предсказание сбывается. Министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж, как передало агентство PTI, исключила возможность встречи Моди и Шарифа в Казахстане. По ее словам, переговоры и терроризм не могут идти одновременно.
Министра спросили, сможет ли Исламабад обратиться по вопросу Кашмира в международный суд. Этого Пакистан делать не будет. Ведь два соглашения между Индией и Пакистаном зафиксировали, что кашмирский вопрос может быть решен только на двусторонней основе. Оба государства связаны этими соглашениями.
В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев отметил, что «включение такого государства, как Индия, усиливает ШОС. С другой стороны, разногласия между Индией и Пакистаном никуда не денутся. Тщетно было бы ожидать, что благодаря ШОС снизится их противостояние».
В двусторонних отношениях Индии никакие посредники никогда не были нужны. За все время существования независимой Индии было одно исключение. Это декларация Ташкента 1966 года, положившая конец индо-пакистанской войне из-за Кашмира, – звездный час советской дипломатии. Но снова на какого-либо посредника Индия не согласится. Поэтому противоречия сохранятся, несмотря на вхождение Индии и Пакистана в ШОС.
С другой стороны, оно может позитивно сказаться на ситуации в Афганистане. Дело в том, что Индию, Китай и Россию отличает очень большая схожесть взглядов по Афганистану. Все они хотят стабилизации в этой стране. Пакистан тоже озвучивает эту цель. Но это обычно делает гражданское правительство. А главный актор в стране – армия. Общевойсковая разведка Пакистана знаменита своими связями с террористическими организациями: она создала «Аль-Каиду» (запрещена в РФ).
Китай как стратегического партнера Пакистана это беспокоит, ведь исламистские террористические организации существуют и на территории самого Китая – в Синцзяне. Сам Пакистан находится в тяжелом положении. И спасти его могут инвестиции из Китая по проекту Шелкового пути. Пекин обещал вложить в этот проект 60 млрд долл. Так что не исключено, что Китай нажмет на Пакистан, и это поможет нормализации обстановки, заключил эксперт.
Независимая газета. 07.06.2017