Сербии предложили неожиданного премьера
В конце недели парламент Сербии должен проголосовать за нового премьера страны. То, что президент Александр Вучич предложил на этот пост Ану Брнабич, многие сочли неожиданным: она явно не политический тяжеловес, имеет репутацию прозападного политика и открыто декларирует нетрадиционную сексуальную ориентацию. Тем не менее, как уверяют источники “Ъ” в сербских правительственных кругах, выбор президента имеет свою логику. Интеграция Сербии в ЕС при новом премьере ускорится, однако ключевым политиком страны останется Александр Вучич, что может вполне устроить Москву. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Интригу с назначением нового главы правительства перебравшийся недавно из премьерского кресла в президентское Александр Вучич сохранял до последнего — свой выбор он представил за неделю до голосования в Скупщине. Но главное — выбор президента оказался крайне неожиданным.
Основным претендентом на освобождающееся место премьера считался нынешний вице-премьер, глава МИДа Ивица Дачич — лидер социалистов, главного коалиционного партнера Сербской прогрессивной партии Александра Вучича. Во-первых, он очень активно поддержал господина Вучича в ходе апрельских президентских выборов. А во-вторых, назначение Ивицы Дачича, считающегося пророссийским политиком, было бы своего рода реверансом в сторону России, президент которой Владимир Путин, принявший Александра Вучича в Кремле менее чем за неделю до сербских выборов, фактически помог тому победить уже в первом туре.
Однако президент Сербии остановил свой выбор на министре по делам администрации в своем бывшем правительстве 41-летней Ане Брнабич. Это решение для многих в Сербии стало шоком. Госпожу Брнабич можно назвать полной противоположностью господину Дачичу. Получившая образование в США и Великобритании, а по возвращении в Сербию работавшая в западных фирмах, она считается прозападным политиком. Источник “Ъ”, близкий к сербским властным структурам, подтвердил: назначение Аны Брнабич активно лоббировали западные посольства в Белграде. К тому же президентский фаворит не скрывает, что придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации, и уже ее назначение год назад на министерский пост было воспринято как сенсация. В достаточно консервативной Сербии правительство никогда до сих пор не возглавляла женщина, а тем более представительница сексуальных меньшинств.
С учетом всего этого выбор президента Сербии между Ивицей Дачичем и Аной Брнабич представлялся чуть ли не как геостратегический между Россией и Западом, который якобы был сделан в пользу последнего. Однако решение Александра Вучича имеет, похоже, не столь однозначную логику.
По словам источника “Ъ” в сербских правительственных кругах, новый президент, заметно продвинувшийся в последнее время в отношениях с Россией (два визита в Москву за полгода, договоренности о поставках Белграду российских МиГ-29 и другой военной техники), намерен ускорить реализацию своей стратегической цели — интеграцию Сербии в ЕС. Ана Брнабич для этого подходит почти идеально.
Что касается Ивицы Дачича, то он, по информации “Ъ”, не просто сохранит позиции в новом правительстве, а будет курировать там все ключевые политические вопросы. В этот список, безусловно, входят и отношения с Россией. Возможно, в том числе и поэтому господин Дачич одним из первых среди ведущих сербских политиков явно поддержал выбор президента в пользу Аны Брнабич, заявив, что премьером он уже был и главное для него — позиции его партии в правительстве.
Кроме того, незадолго до формирования кабинета министров в Сербии была создана новая госструктура — Бюро по координации отношений с Россией и Китаем. Возглавил его бывший президент Томислав Николич, известный своим заявлением, что для него «Россия — мать родная». Так что Ивица Дачич будет действовать на российском направлении не один.
Есть в выборе Аны Брнабич в качестве кандидата в премьеры и еще один важный нюанс. По конституции Сербии у главы правительства куда больше полномочий, чем у президента. И хотя Александр Вучич остается наиболее популярным в стране политиком, появление на посту премьера сильной политической фигуры грозило бы Сербии двоевластием. При премьере-менеджере такое вряд ли случится.
А это означает, что ключевой фигурой в стране останется Александр Вучич. На сей раз — в качестве президента. Россию, которая с ним в последнее время очень успешно договаривалась, такой расклад вполне может устроить.
Коммерсант. 23.06.2017