Саммит в формате Ш8
Иван Синергиев
В Астане 9 июня состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в ходе которого в организацию впервые за 16 лет ее существования были приняты новые члены — Индия и Пакистан. Президент РФ Владимир Путин признал, что интеграция этих двух конфликтующих друг с другом стран в ШОС будет «непростой работой», но выразил надежду на то, что расширение организации позволит ей эффективнее бороться с угрозами для безопасности региона. Самой серьезной из них российский лидер назвал деградирующую ситуацию в Афганистане.
В ходе открывшегося в Астане саммита ШОС организация, членами которой с 2001 года являются Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, приросла новыми членами — Индией и Пакистаном. Как уже сообщал “Ъ” (см. номер от 8 июня), с принятием этих двух конфликтующих друг с другом, а также с некоторыми из государств—основателей ШОС стран повестка организации претерпит серьезные изменения, а выработка консенсуса заметно усложнится.
Президент РФ Владимир Путин, впрочем, в пятницу заявил, что расширение состава организации «несомненно, будет способствовать тому, что она станет более мощной и влиятельной в политической, экономической и гуманитарной сферах». По его словам, Индия и Пакистан выполнили все требуемые процедуры и присоединились более чем к 30 договорам и нормативным документам ШОС. «Теперь нам важно вместе помочь новым коллегам как можно быстрее и эффективнее встроиться в деятельность организации и всех ее рабочих органов и структур. Это непростая работа, и нам всем, конечно, нужно будет внимательно посмотреть, как на практике это все происходит»,— сказал господин Путин, дав понять, что Россия готова рассмотреть и заявки других стран. Накануне саммита помощник президента РФ Юрий Ушаков сообщил “Ъ”, что Москва выступает за продолжение роста ШОС — в первую очередь за счет Ирана.
В Москве надеются, что расширение организации позволит ей эффективнее бороться с угрозами для безопасности региона, самой серьезной из которых Владимир Путин назвал деградирующую ситуацию в Афганистане. «США и НАТО вот уже 15 лет ведут операции против талибов. Однако военная и внутриполитическая обстановка в стране продолжает деградировать»,— заявил он. И напомнил, что США сейчас призывают своих союзников по НАТО, прежде всего европейцев, возобновить активное участие и работу в Афганистане. «Судя по всему, далеко не все страны—члены НАТО, в том числе европейцы, хотят втягиваться в эту работу, почти никто не хочет туда (в Афганистан.— “Ъ”) возвращаться в полноформатном режиме»,— констатировал российский президент. Он предложил возобновить работу контактной группы «Шанхайская организация сотрудничества — Афганистан», приостановленную в 2009 году, и выразил мнение, что ШОС могла бы помочь выстраивать диалог между правительством в Кабуле и оппозиционными группами.
В ходе встречи было подписано 11 документов. Среди них — Астанинская декларация глав государств—членов ШОС; конвенция ШОС о противодействии экстремизму; заявление о совместном противодействии международному терроризму; план совместных действий по реализации программы сотрудничества в сфере туризма на 2017–2018 годы; меморандум о взаимопонимании между секретариатом ШОС и Международным комитетом Красного Креста.
Между тем, как уже сообщал “Ъ”, в следующем году, когда Индия и Пакистан получат право голоса, согласовывать тексты итоговых документов станет труднее. Так, в подписанной в пятницу Астанинской декларации сказано: государства—члены ШОС «последовательно выступают за неукоснительное соблюдение положений Договора о нераспространении ядерного оружия, всестороннее сбалансированное продвижение всех зафиксированных в нем целей и принципов, усиление роли, эффективности и универсального характера договора, развитие процесса ядерного разоружения и укрепления глобального режима нераспространения ядерного оружия». Между тем Индия и Пакистан создали свое ядерное оружие в обход этого договора, не подписывая его.
Кроме того, в Астанинской декларации отмечено, что государства-члены приветствуют китайскую инициативу «Один пояс — один путь», и дана высокая оценка результатам состоявшегося 14–15 мая в Пекине форума по продвижению этого проекта. Индия же не только бойкотировала форум, но и открыто заявила, что считает китайскую инициативу «колониальным предприятием».
Тем не менее генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов назвал принятие в организацию новых членов историческим событием, добавив: ШОС «становится центральной и связующей структурой в Евразии».
Следующим председателем ШОС стал Китай. Выступая в Астане, председатель КНР Си Цзиньпин предложил выработать в рамках ШОС соглашение об упрощении процедур торговли.
Перед встречей президентов стран—участниц ШОС переговоры провели и представители военных ведомств. В ходе одной из встреч министр обороны РФ Сергей Шойгу и его коллега из КНР генерал Чан Ваньцюань подписали «дорожную карту» развития сотрудничества в военной области между двумя странами на 2017–2020 годы. «Важно, что Россия и Китай готовы совместными усилиями защищать мир и укреплять международную безопасность»,— отметил господин Шойгу, подчеркнув, что высокая интенсивность российско-китайских переговоров «свидетельствует о конструктивном диалоге по всему комплексу проблем глобальной и региональной безопасности». По словам источников “Ъ”, близких к Минобороны РФ, «дорожная карта» представляет собой единый комплексный документ, описывающий основные параметры сотрудничества и обозначающий примерные сроки реализации основных программ военного и военно-технического сотрудничества. Так, по их словам, в «дорожной карте» делается упор на проведение совместных военных маневров в Южно-Китайском море и учений расчетов ПВО двух стран в контексте существующей северокорейской угрозы и развертывания американских комплексов THAAD в Южной Корее. Предусмотрены и более мирные пункты — например, обмен делегациями для изучения военного дела и обучение китайских студентов в российских военных вузах.
Коммерсант. 09.06.2017