Миграция из Казахстана в Россию: другая призма
Одной из резонансных тем информационной повестки последних недель в Казахстане является вопрос трактовки миграции из страны в Россию. Причем эта проблема преподносится в контексте присутствия в Казахстане выталкивающих условий, что, в свою очередь, приводит дискуссию к излишней политизации и уводит ее в вопрос межнациональных отношений. При этом тот факт, что Россия заинтересована в привлечении соотечественников, упоминается лишь вскользь. За скобками остается системная и целенаправленная государственная политика, которую проводят российские власти и включающая комплекс мотивирующих стимулов – от получения упрощенного гражданства до мер социально-экономической поддержки и государственных гарантий. Поэтому уместно говорить не только об выталкивающих факторах, но и притягивающих. На наш взгляд, стремление к объективности позволит избежать различного рода спекуляций и инсинуаций в такой тонкой и сложной теме как национальный вопрос.
Призыв соотечественников
Для начала обратимся к тезису о том, что «Казахстан находится на втором месте в списке стран, граждане которых прибывают в Россию на постоянное место жительство». Такая постановка, конечно же, звучит неприятно – ни для властей Казахстана, ни для текущей ситуации с так называемым «русским вопросом». Но надо не забывать, что в бытность СССР русская община Казахстана была второй по численности (после Украины) и с точки зрения математической пропорций имеющаяся картина вполне объективная. И обусловлена она, прежде всего, выбором идентичности. Тем более, что сами российские власти считают соотечественниками всех граждан бывшего СССР и проводят активную политику по их привлечению. Напомним, в мае 1999 года принят Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в котором закреплено, что «Российская Федерация – есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)», а также то, что «институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности».
Особо подчеркнем, что политика РФ по привлечению соотечественников обусловлена в первую очередь внутренними причинами, а именно демографическим кризисом, который не удается преодолеть за счет естественного прироста населения. Так по данным Жанны Зайончковской завлабораторией миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: «Мы уже десять лет наблюдаем сокращение трудоспособного населения по миллиону в год и будем наблюдать его до конца десятилетия». Не случайно в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, зафиксировано, что «содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы».
Далее, в апреле 2014 года российский президент подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ. Если учитывать это обстоятельство, то рост эмиграции из Казахстана в Россию, который фиксируется с 2015 года, является закономерным и объективным. О несостоятельности фактора ухудшения социально-экономической ситуации, который якобы послужил главным мотивом переезда из Казахстана в России, говорит тот факт, что с 2014 года РФ также вошла в ситуацию экономического кризиса, который сопровождается соответствующими проявлениями, в числе которых и девальвация (заметим, что последняя девальвация тенге была во многом спровоцирована обрушением рубля). Потеря Россией экономической привлекательности привела к так называемому бегству мигрантов. Так, в 2015 году объемы денежных переводов физических лиц из России в страны Центральной Азии снизились на 41% по сравнению с 2014 годом: в Узбекистан – на 46%, в Таджикистан – на 42%, в Кыргызстан – на 33%.
Что касается роста национализма в Казахстане, то следует иметь в виду, что сам по себе национализм является одним из естественных течений общественно-политической мысли любого общества, он присутствует во всех странах (в том числе и в России), а в западных странах сегодня наблюдается его популяризация. Самое же главное, что в сфере межнациональных отношений Казахстана на государственном уровне проводится выдержанная политика.
«То, что увеличивается количество казахов, - это хорошо»
Чтобы поддержать дискуссию «Саясат» обратился к мнению политолога Булату Султанову.
- Существуют различные спекуляции по поводу причин эмиграции: от роста национализма до ухудшения социально-экономического положения страны. Но на этом фоне мало говорят о привлекательности условий в самой России, где уже говорят о появлении так называемой русской «грин-карты». Почему в экспертных дискуссиях так расставляются акценты?
- Когда мы говорим о позиции России, мы не учитываем то, что Россия – страна большая. В России есть различные точки зрения и за ними стоят различные СМИ. К примеру, часть россиян считает, что России надо ориентироваться на Запад, а не в сторону Азии. Есть те, кто считает, что Россия – страна евразийская. Но официальную точку зрения России выражает президент или МИД РФ. Точно также. То есть когда говорится о точке зрении, надо смотреть официальная или не официальная она. А наши СМИ берут точку зрения или либералов или тех, кто связан с националистами. Но тут вопрос заключается вот в чем: заинтересована ли сама Россия или нет? Она заинтересована в притоке населения, потому что из Казахстана выезжают квалифицированные кадры. Выезжают сначала золотые руки, потом золотые мозги и золотые зубы – это уже пенсионеры. Любая страна заинтересована в том, чтобы к ней приезжали выходцы из других стран. Поэтому каждое государство проводит соответствующую политику. Другой вопрос – когда мы говорим о российско-казахстанских отношениях, то у некоторых ангажированных слоев населения оценка будет различная: пусть уезжают, чем больше уедут, тем лучше. Так считают националисты. Вторая точка зрения – прагматики, которые задают вопрос – а зачем Казахстану терять квалифицированных людей? Россия объективно заинтересована в том, чтобы туда приехало как можно больше квалифицированных людей, не только из Казахстана, но и из других республик. Поэтому нам надо создавать соответствующие условия, что бы от нас люди не уезжали.
- В качестве причин оттока называют социально-экономические условия, но с другой стороны Казахстан поднялся на 15 позиций в рейтинге мировой конкурентоспособности…Не кажется ли вам, что тут есть противоречие?
- Я считаю, что основная причина выезда из Казахстана – это социально-экономические условия, несмотря на различные рейтинги. Посмотрите: в Казахстане на 2017-19 годы установили минимальную заработную плату в 24 459 тенге, минимальный размер пенсии – 28 148 тенге. И величина прожиточного минимума, выходит, 24 459 тенге. Если посмотреть размеры пенсии в Казахстане и сравнить их с пенсиями в России, то в последней пенсии будут выше. Наши многие казахи, приезжающие из Китая, смотрят, что пенсии в Китае выше, чем у нас. Что такое 24 459 тенге? Разделите на нынешний курс доллара, добавьте к этому обязательные ежемесячные расходы в виде налогов, то получите сумму, на которую невозможно прожить. Было несколько волн эмиграции - это начало 90-х, но потом она упала, а сейчас с 2015 года, когда произошла девальвация, мы опять наблюдаем нарастание волны людей выезжающих из Казахстана. Поэтому основная причина для меня – это социально-экономические условия. Это бесспорно.
Вторая причина - нам нужно снижать воздействие факторов, которые действуют на эмоциональный настрой населения. Это статьи наших доморощенных национал-радикалов. И третье – то, что говорит социолог Гульмира Илеуова, на настрой в обществе действует предстоящая смена власти РК, которая придает некую неустойчивость. Но основная проблема, повторюсь, заключается в социально-экономических условиях. Если курс доллара вернется к уровню 2014 года, то желающих уехать из Казахстана поубавиться точно.
- Как вы оцениваете госполитику в сфере межнациональных отношений?
- Государство озабочено сохранением нынешнего уровня межнациональных отношений. В этом задействована вся пропагандистская машина, в том числе АНК. Но тут есть много вопросов: в работе АНК много формализма. Ваш вопрос лучше адресовать АНК. Я считаю, что правительство Казахстана должно определиться – какое количество людей и какой специальности нужно для Казахстана. В соответствии с этим проводить политику по привлечению иммигрантов. Мне кажется, что здесь недостаточно слаженности в работе исполнительных органов и общественных организаций. Каждый, кто принимает решение, конечно, если он не поместил свои средства в зарубежные банки и не скупает зарубежную недвижимость, должен определиться, что он должен сделать, чтобы наша страна процветала, в том числе в вопросе демографии. В 1993 году на одной из конференций один спикер заявил, что безопасность Казахстана заключается в моноэтничности. Как только оно станет таким, безопасность страны усилится в разы. Это мероприятие мы проводили с немцами. Тогда немецкий эксперт напомнил Германию в период третьего рейха.
- Вы долгое время работали в окологосударственных структурах. Не разделяете ли вы ответственности за итоги госполитики?
- Мы все разделяем ответственность за политику. Мы имеем такое правительство, которое заслуживаем. Я не критиковал, я высказывал свои пожелания, чтобы было меньше формализма и больше эффективности. Нельзя, чтобы правительство, общество имели разные задачи, все должно быть в одном направлении. Сейчас мы должны все вместе работать над одной задачей – повысить экономический уровень благосостояния народа, усилить борьбу с коррупцией и др. Если каждый будет сам по себе, то ничего не получится.
- Не кажется ли вам, что изменения в пропорциях между основными этносами в Казахстане имеет вполне естественные причины?
- Я говорил, что уезжают золотые руки, золотые мозги и золотые зубы без этнической привязки. Но то, что увеличивается количество казахов, - это хорошо. Надо только радоваться этому. Но вопрос в том, что нельзя построить счастье одного этноса на несчастье другого. Национальная гордость не должна перестать в национальное чванство. Когда человек начинает говорить о том, что его история, культуры и язык лучше, чем у других, это чванство.
- Насколько уместно связывать отток населения со студентами, ведь, например, сейчас китайские вузы считаются намного интереснее, чем те же российские среди абитуриентов?
- В Казахстане были традиционно популярны российские вузы. В центральных вузах Москвы и Петербурга больше всего студентов с Казахстана, чем с остального СНГ. Не надо также забывать и про приграничные университеты, которые в Омске, Новосибирске и др. Во-вторых, это уже китайские вузы, в которые обучение в разы дешевле, чем в казахстанских. Увы, многие выпускники этих университетов по их окончанию остаются или работать, или продолжают образование в магистратуре своего альма-матер. Главная причина этой тенденции – слабое казахстанское образование, которое необходимо резко поднять, чтобы дети учились тут и оставались тут. Патриотизм заключается в том, чтобы оставаться здесь, учиться здесь, работать здесь, но он разбивается о невысокий уровень нашего образования. Осуждаться тех, кто хочет уехать, не могу. Любой родитель пожелал бы отличного образования своему ребенку.
Подготовили Бауржан Толегенов, Халил Муканов
Саясат. 05.06.2017