Конституция довела Грузию до Венеции
Георгий Двали
Глава Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букиккио, находящийся с визитом в Тбилиси, выразил сомнение в легитимности новой конституции Грузии, принятой на днях в первом и втором чтениях без участия оппозиции. Все оппозиционные силы бойкотировали голосование по проекту основного закона, не добившись от правящей партии «Грузинская мечта» желаемых поправок. Пересмотреть процесс реформы конституции призвал и президент Грузии Георгий Маргвелашвили.
«Процесс конституционной реформы в Грузии блокирован и зашел в тупик»,— заявил в четверг президент Венецианской комиссии (консультативный орган Совета Европы по конституционному праву) Джанни Букиккио после встречи с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили. Господин Букиккио напомнил, что Венецианская комиссия в течение нескольких месяцев работала над проектом новой конституции Грузии, но не все ее рекомендации были учтены.
Наибольшее возмущение господина Букиккио вызвал тот факт, что правящая партия «Грузинская мечта» (ГМ) проголосовала за проект Конституции, несмотря на отсутствие в зале оппозиции: оппозиционные партии в полном составе покинули сессию, не добившись согласия властей на бессрочное сохранение порядка всенародных выборов президента вместо его избрания «коллегией выборщиков» с 2023 года. Кроме того, оппозиции не удалось добиться согласия и на немедленную отмену «мажоритарных выборов» по одномандатным округам. Это решение также отложено до парламентских выборов 2024 года.
Хотя основной закон был принят конституционным большинством, господин Букиккио призвал правящую партию возобновить консультации с оппозицией. «Необходим консенсус, чтобы новая конституция превратилась в легитимный текст»,— заявил глава Венецианской комиссии, тем самым дипломатично дав понять, что в случае отсутствия межпартийного консенсуса и отказа ГМ идти на компромисс Венецианская комиссия (чье мнение во многом учитывается при выработке политики западных государств в отношении той или иной страны) не будет считать новую конституцию Грузии легитимным документом. Впрочем, стоит отметить, что ранее Венецианская комиссия неоднократно выступала с критикой и в адрес других стран, в том числе России (по поводу крымского референдума) и Украины (по закону о люстрации).
«Я разочарован и с каждым часом разочаровываюсь все больше»,— предупредил на этот раз президент Венецианской комиссии. По его словам, политический класс Грузии «оказался в тяжелом кризисе».
«А ведь я верил, что вы можете предпринять шаги в сторону более демократической конституции»,— посетовал господин Букиккио.
Позицию европейского гостя немедленно и безоговорочно поддержал президент Георгий Маргвелашвили, давно находящийся в оппозиции к правящей партии. «”Грузинская мечта” наконец должна понять, что этот процесс наносит огромный вред демократическому имиджу нашей страны»,— заявил глава Грузии на совместной пресс-конференции с Джанни Букиккио. «Правящей команде потребовалось шесть месяцев, чтобы понять: обмануть международное сообщество невозможно!» — подчеркнул президент, однозначно поддерживавший все это время поправки оппозиции по обоим вышеупомянутым вопросам. Георгий Маргвелашвили предложил «начать конституционный процесс заново».
По мнению экспертов, власти Грузии оказались перед непростым выбором: игнорировать позицию авторитетнейшей Венецианской комиссии невозможно, поскольку в этом случае Тбилиси рискует потерять поддержку западного сообщества.
Но с другой стороны, конституция уже принята в первом и втором чтениях. Третье чтение намечено на осень, а по закону в процессе окончательного чтения в документ можно лишь внести небольшие коррективы, без изменения сути конституционных положений.
Поэтому, как заявил “Ъ” бывший председатель конституционной комиссии Грузии Автандил Деметрашвили, «единственный юридически бесспорный путь — начать весь процесс обсуждения конституции заново и все переработать».
Еще одну возможность видит специалист по конституционному праву Вахтанг Хмаладзе. «Можно вернуть конституцию во второе чтение. При определенных обстоятельствах это не станет нарушением закона»,— пояснил он “Ъ”. Собеседники “Ъ” в Тбилиси не исключают, что специальная комиссия может найти какие-то процессуальные нарушения в процессе обсуждения основного закона и под этим предлогом вернуть проект в стадию второго чтения, а там внести в него принципиальные поправки, на которых настаивает оппозиция.
Премьер-министр Георгий Квирикашвили и председатель парламента Ираклий Кобахидзе заверили Джанни Букиккио, что попытаются достичь консенсуса с оппозиционными силами. Однако источники в двух главных оппозиционных партиях — «Единое национальное движение» экс-президента Михаила Саакашвили и «Европейская Грузия» экс-спикера парламента Давида Бакрадзе — заверили “Ъ”, что ни на какие уступки по вопросам проведения парламентских выборов исключительно по партийным спискам уже в 2020 году и всенародных выборов президента они идти не намерены.
Согласие «Грузинской мечты» на эти требования в условиях, когда у правящей партии есть конституционное большинство в парламенте, будет означать ее публичную и полную капитуляцию в преддверии очень важных муниципальных выборов, намеченных на осень. С другой стороны, отказ тоже чреват большими рисками для ГМ: окрыленные однозначной поддержкой Запада, наиболее радикальные оппозиционеры уже заговорили языком ультиматумов. Так, один из лидеров оппозиционной партии «Демократическое движение — Единая Грузия» Георгий Ахвледиани заявил, что, если правящая команда не подчинится требованию Запада и не приостановит процесс принятия конституции, «власти Грузии потеряют международную легитимность, и тогда их часы сочтены».
Коммерсант. 29.06.2017